Шмират а-Лашон — 1 — Хатимат а-Сефер — Главы 1-2 — Благодаря тому, что человек хранит свои уста, он будет особенно важным в будущем мире

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1612

Шмират а-Лашон — Часть 1

Хатимат а-Сефер

Глава 1. Благодаря тому, что человек хранит свои уста, он будет особенно важным в будущем мире

[В квадратных скобках: прямым шрифтом – примечания автора, курсивом – примечания переводчика и редактора]

Сказали наши мудрецы (Бава Батра, 165а): «Большинство [оступаются] в присвоении чужого и меньшинство – в запрещенных связях; но все – в “пыли злоязычия” [более тонкая его разновидность, которой труднее остерегаться]». Исходя из этого, человек может задуматься о великой важности оберегания уст. Ведь мы видим, что в природе каждого человека – гордиться тем, в чем проявляется его важность: если он большой богач, – он постарается построить себе усадьбу, а если домохозяин, – иметь красивый дом. И даже если он – мальчик у кого-то в услужении, – постарается, чтобы у него была хотя бы нарядная одежда на субботу и праздники по мере достатка его, чтобы не было стыдно перед товарищами. И если это так в нашем преходящем мире, удовольствия и почет в котором пусты и эфемерны, – насколько больше нужно стараться ради того, чтобы получить их в мире вечности!

Известно, что, когда человек отдает себя служению Всевышнему, стремясь исполнять Его заповеди, создается в его честь в высшем мире особый святой чертог, в котором ему предстоит наслаждаться. Сказано в «Мидраш Коэлет», что каждому праведнику дается особая обитель – сообразно почету, которого он достоин. И поскольку это так, то, если человек остерегался в течение своей жизни запрещенных связей и получает за это большую награду, и дается ему место для вечных наслаждений, – при всем этом такой же чертог, как у него, и наслаждения в нем будут у большинства из народа Израиля в райском саду, и не будет ощущаться так уж явно его важность среди других, поскольку лишь меньшинство оступается в запрещенных связях. Если же человек остерегался в течение своей жизни от присвоения чужого, в чем оступается большинство, – чертог его [все еще] не имеет столь уж великой важности, ведь не остерегаются большинство, но есть меньшинство остерегающихся, у которых будет такой же чертог, как и у него. Но если человек остерегался в том, чтобы хранить свои уста, соблюдая все детали закона, – важность чертога его, сотворенного соблюдением этой заповеди, видна будет во всем райском саду, поскольку «пыль злословия» – это грех, в котором оступаются все (кроме тех, которые твердо решат не давать себе в этом никаких поблажек), – и нет больше ни у кого такого святого чертога, как у него.

В особенности тот, кто со вниманием прочитает Введение в книгу «Хафец Хаим», а также в данной книге – два первых раздела со всеми их главами, – увидит, что следование законам охраны уст предотвратит в течение каждого года несколько сот и тысяч грехов, а вместо них добавятся несколько сот и тысяч заповедей. Ведь даже если каждый день человек воздержится и не скажет всего лишь десять слов, которых ему не следует говорить, – получается больше трех тысяч слов за год! [И так я объясняю сказанное нашими мудрецами (Арахин, 15б): «Каждый злословящий громоздит грехи свои до небес», – и это означает: у всякого, кто привычен к греху злоязычия, уже только из-за этого приумножаются грехи чрезвычайно]. И те самые слова, от которых он воздержался, зачтутся ему как заповеди, и удостоится награды в будущем мире, как сказали мудрецы (Макот, 23б): «Сидел человек и не грешил [преодолевая искушение] – дают ему награду, как будто исполнял заповедь»; и каждое мгновение, когда человек смыкает свои уста, засчитывается ему в заслугу. И естественным образом обретет он таким путем немало качеств святых, как я писал выше, в разделе «Шаар а-Твуна».

Глава 2. Важность охраны уст для того, кто устанавливает себе время для изучения Торы

И насколько же велика польза этого качества – охраны уст – для того, кто устанавливает себе время для изучения Торы в Доме Учения, чтобы оно не пропадало впустую! Ведь если нет у человека этого качества, учеба его будет страдать и теряться изо дня в день. Она окажется «раздробленной», – а ведь известно, сколь велико наказание за это, как сказали наши мудрецы (Авода Зара, 3б): «Каждого, кто прерывает слова Торы и занимается посторонними разговорами, кормят [в будущем мире] углями [пылающими дерева] ртамим [очень долго горящими], как сказано (Иов, 30:4): “Срывают со скрижалей [слова Торы] беседою [пустою]”, и корень ртамим [угли, получаемые из этого дерева] – хлеб их». И это – наказание по принципу «мера за меру»: если бы изучал Тору, душа его обрела бы бытие вечное благодаря свету святой Торы – свету, который не сжигает душу, не дай Б-г, а, напротив, является вечной пищей для нее, как хлеб, питающий тело человека при жизни его. И потому Тора называется «хлебом», как сказано (Мишлей, 9:5): «Идите, ешьте хлеб мой». И тот, кто прерывается в середине учебы, показывает тем самым, что не хочет этой пищи; и потому кормят его в будущем мире, давая ему вместо еды для души, питаемой светом Торы, пылающие угли дерева ртамим, как сказано: «Срывают со скрижалей [слова Торы] беседою [пустою], и корень ртамим – хлеб их».

Почему Писание говорит именно о ртамим? Угли, которые делают их этого дерева, не гаснут двенадцать месяцев, и сказали наши мудрецы (Бава Батра, 74б), что Писание сообщает нам, что прерывающего учебу карают как полного злодея, наказание которого в геиноме длится двенадцать месяцев. Вот что пишет об этом святая книга «Зоар» в главе Шлах: «Тому, кто прерывает слова Торы словами пустыми, прерывают жизнь в этом мире, и предстоит ему суд в мире будущем».

[Примечание автора. Дам совет тем, кто хочет оберегать уста свои и язык от запретных речей: пусть он приучит себя вообще не разговаривать (ни о чем помимо Торы) в Доме учения и синагоге. Ведь помимо того, что и без всяких наших решений это – великая заповедь в силу святости тех мест, как сказано в святых книгах, – это еще приносит большую пользу по нескольким следующим причинам.

1. Тора, которую учит человек в Доме учения, и молитвы его останутся в целостности, и он никогда не упустит момент сказать «Амен», или «Амен, йеэ шмэ раба», или «Кдушу», или «Борху».

2. Благодаря этому приучению у человека будут из всех лет его жизни примерно десять лет без всяких запретных разговоров. Ведь человек из народа Израиля каждый день находится в Доме учения (или синагоге) на всех молитвах и еще какое-то время после них, – по меньшей мере, примерно четыре часа в день. И, в частности, если у него также есть каждый день установленное время, примерно в течение двух часов, для изучения Торы в Доме учения, – выходит, что четвертая часть суток посвящается у него изо дня в день служению Всевышнему. И если это так, – как же хорошо ему будет в будущем, когда добавится (ко всем прочим заслугам его) четвертая часть всей его жизни, в которой не было никаких запретных речей, а только Тора и служение Всевышнему!

3. Благодаря этому, человеку естественным образом будет легко и во все остальные часы дня оберегать силу речи своей – после того, как приучал себя обуздывать ее ежедневно, находясь в течение пяти или шести часов в Доме учения.]

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=24465