Трактат Брахот — Глава 5 — Мишна 4

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1960

Глава пятая. Мишна четвертая

Предисловие

Данная мишна продолжает обсуждение законов, связанных с тем, кто ведет общественную молитву (в комментарии к предыдущей мишне приводится обсуждение причин, по которым необходим ведущий). Мишна называет его «проходящим перед ковчегом», так как ведущий молитву обычно стоит перед или рядом с ковчегом, в котором хранится свиток Торы, или рядом со столом, на котором читают из свитка Торы.

Мишна также обсуждает вопрос благословения, произносимого коэнами. Мишна называет его «вознесением рук», так как, произнося его, коэны должны поднимать руки.

 

הָעוֹבֵר לִפְנֵי הַתֵּבָה – לֹא יַעֲנֶה אַחַר הַכֹּהֲנִים אָמֵן, מִפְּנֵי הַטֵּרוּף. וְאִם אֵין שָׁם כֹּהֵן אֶלָּא הוּא – לֹא יִשָּׂא אֶת כַּפָּיו. וְאִם הַבְטָחָתוֹ, שֶׁהוּא נוֹשֵׂא אֶת כַּפָּיו, וְחוֹזֵר לִתְפִלָּתוֹ – רַשַּׁאי

Проходящий перед ковчегом, пусть не отзывается «Амен» на благословение коэнов, так как это может вызвать у него замешательство. А если кроме него там нет коэна, то пусть не возносит руки и не произносит благословение коэнов. А если он уверен, что сможет вознести руки, произнести благословение коэнов и вернуться к молитве, то это ему разрешено.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Пусть не отзывается «Амен» на благословение коэнов. В конце каждого благословения, как отзывается все остальное общество [молящихся].

Так как это может вызвать у него замешательство. Чтобы он не замешкался и не ошибся [в молитве]. Поскольку ведущий общественную молитву должен начать второе благословение и продиктовать его им [коэнам] слово в слово. А если отзовется словом «Амен», то не сможет быстро сориентироваться, вернуться к молитве и начать произносить подобающее благословение.

Пусть не возносит руки. Так как существует опасение, что [окончив благословение коэнов] ведущий не сможет сориентироваться, вернуться к молитве и начать благословение «Установи мир» [שִׂים שָׁלוֹם], так как он будет в замешательстве из-за стеснения перед обществом.

Если он уверен. То есть, если он уверен, что не придет в состояние замешательства из-за чувства стеснения перед обществом.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Благословение коэнов. Коэны должны благословлять народ каждый день, как написано (Бемидбар, 6:23): «Говори Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израиля…».

Рамбам пишет (Книга «Аава», законы вознесения рук, гл. 15, закон 7): «Не удивляйся и не говори: “Чем мне поможет это благословение, произнесенное простым человеком?” Действие данного благословения зависит не от коэнов, а от Всевышнего, благословен Он, как сказано (Бемидбар, 6:27; это стих, следующий после благословения коэнов): «И возложат Имя Мое над сынами Израиля, и Я благословлю их». Коэны выполняют возложенную на них заповедь, а Всевышний, благословен Он, в великой милости Своей, благословляет Израиль по желанию Своему».

Рав Ицхак бен Армаа в книге «Акедат Ицхак» объясняет, что необходимо для того, чтобы благословение коэнов имело максимальный эффект: «Народ Творца усваивает веру и осмысление Всевышнего, и принимает бремя царства Его. Он верит, что все добро исходит от Него, благословен Он, ибо Он — это источник всех благословений. Таким образом народ способствует тому, чтобы пришли к нему высшее благословение и изобилие, и протягивают нить благодеяния, которая сохраняет наш народ и, благодаря ему, все миры».

Рав Шимшон Рафаэль Гирш описывает роль коэнов таким образом: «Благословлять сынов Израиля — это не право, а обязанность потомков Аарона. Благословение священников не является результатом доброты коэнов, это часть службы, которую они выполняли в Храме. Писание определяет роль, отведенную коэнам следующим образом (Дварим, 10:8): “Стоять пред лицом Г-сподним для служения Ему и благословлять именем Его”, и еще (Дварим, 21:5): “Ибо их избрал Г-сподь, Б-г твой, для служения Ему и для благословления именем Г-спода”. Таким образом, благословение коэнов — это неотъемлемая часть их службы. Коэн стоит перед Всевышним и произносит благословение по Его велению и от Его имени…».

А в комментарии к стиху (Бемидбар, 6:27): «И возложат имя Мое над сынами Израиля, и Я благословлю их» рав Гирш пишет: «Коэн не благословляет Израиль, его слова не имеют особой силы благословить. Дело коэна — это “возложить имя Мое над сынами Израиля”. А Я благословлю их. Когда коэн возлагает имя Всевышнего на Израиль, народ становится носителем Шехины — Б-жественного присутствия. Коэны обязаны привнести Имя Всевышнего в каждый аспект жизни. Они должны объявить, что от Всевышнего, и только от Всевышнего Израиль надеется получить все благословения, всю защиту, все раскрытия, все способности, все духовные порывы, и все согласие. Израиль ожидает получить это только от Всевышнего, поэтому благословения, защита, раскрытия, способности, духовные порывы и мир сами являются “Именем Творца” — их совокупность составит летопись великих деяний, посредством которых Творец раскроет нам Себя. Не изображения, а благословения, которые Всевышний дает нам, раскрывают нам Его присутствие…»

Благословение коэноввозносит руки. Мишна (Сота гл. 7 мишна 6 и см. талмудический трактат Сота, 37б-40а, где подробно обсуждаются законы благословений коэнов) описывает, как следует произносить это благословение: «Каким образом произносится благословение коэнов? В городе (т. е. за пределами Храма) его произносят как три благословения, а в Храме — как одно благословение. [Талмуд (Сота, 40б) объясняет, что в Храме коэны произносят то же самое благословение, что и за его пределами, но так как народ не отзывается словом «Амен» в Храме, все три благословения произносятся слитно, без прерываний.] В Храме Имя Всевышнего произносится так, как пишется, а в городе — иносказательно. [В Храме четырехбуквенное Имя Всевышнего произносилось так, как оно пишется, а за его пределами это Имя заменяется на имя “Г-сподь” (שם אדנות). Сегодня благословение коэнов произносят так, как его произносили за пределами Храма.] В городе коэны поднимают руки до уровня плеч, а в Храме — над головой, кроме первосвященника, которому запрещено поднимать руки выше, чем циц [одно из восьми одеяний первосвященника, золотой венец, который первосвященник повязывал себе на верхнюю часть лба; так как на цице было выгравировано Имя Всевышнего, по мнению первого таны, существовал запрет поднимать руки выше него]. Раби Йеуда говорит: даже первосвященник должен поднять руки выше, чем циц, как сказано (Ваикра, 9:22): “И поднял Аарон руки свои к народу и благословил его”».

Из приведенного этой мишной стиха по всем мнениям выводится закон, по которому коэны должны поднимать руки, произнося свое благословение (Сота, 38а).

Проходящий перед ковчегом, пусть не отзывается «Амен» на благословение коэнов. По закону Торы, благословение коэнов можно произносить в любое время от восхода до заката. Но мудрецы привязали его к молитве, основываясь на приведенном выше стихе, который полностью звучит так: «И поднял Аарон руки свои к народу, и благословил его, и сошел, совершив грехоочистительную жертву, и всесожжение, и мирную жертву». Таким образом, Аарон произнес благословение коэнов непосредственно после того, как закончил приносить жертвоприношения. Молитва как служение Творцу приравнивается к жертвоприношениям. Поэтому мудрецы включили благословение коэнов к общественную молитву[1]. Оно произносится во время утренней молитвы Шахарит, а также во время дополнительной молитвы Мусаф и заключительной молитвы Неила в дни, когда эти молитвы произносят. В дни постов она произносится в молитве Шахарит и во время послеполуденной молитвы Минха[2].

«Мишна Брура» (ס’ קכח שער הציון הג״ה בסוף הסימן) пишет, что даже сегодня и даже за пределами земли Израиля, на коэнов возложена обязанность благословлять народ по закону Торы. Существует также мнение (שערי תשובה ס’ קכח ס״ק ב ועוד אחרונים בשם ספר חרדים), что у не-коэнов есть заповедь получать благословение от коэнов по закону Торы. Тем не менее в ашкеназских общинах диаспоры принято, чтобы благословение коэнов произносилось только в праздничные дни[3]. Почти во всех общинах Святой Земли благословение коэнов произносится ежедневно.

Проходящий перед ковчегом, пусть не отзывается «Амен» на благословение коэнов, так как это может вызвать у него замешательство. Комментарий Тосафот (ברכות דף ל״ד ע״א ד״ה לא) подчеркивает, что из слов мишны понятно: слово «Амен» не является перерывом в молитве ведущего — ведь в мишне названа совсем другая причина, по которой ведущий не должен отзываться на благословение коэнов.

Если кроме него там нет коэна, то пусть не возносит руки. Выше мы написали, что благословение коэнов — это заповедь Торы. Возникает вопрос, почему ради того, чтобы не совершить ошибки в словах молитвы, которые являются постановлением мудрецов, коэн должен отказаться от выполнения заповеди Торы. Комментаторы (ע’ בית יוסף ס’ קכח) объясняют, что это выводится из принципа, по которому обязанность произносить благословение коэнов возникает только при условии, что коэна вызывают на благословение (שו״ע ס’ קכח סע’ ב ומ״ב שם ס״ק ט-י). Это основано на переводе стиха о благословении коэнов (Бемидбар, 6:23) на арамейский язык. На святом языке простой смысл стиха таков: «Говори Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израиля, говоря им» [דַּבֵּר אֶל אַהֲרֹן וְאֶל בָּנָיו לֵאמֹר כֹּה תְבָרֲכוּ אֶת בְּנֵי יִשְׂרָאֵל אָמוֹר לָהֶם]. Но Ункелус перевел (и разъяснил) окончание этого стиха как «когда скажут им» [מליל עם אהרן ועם בנוהי למימר כדין תברכון ית בני ישראל כד תימרון להון]. Из этого выводится, что обязанность благословлять возникает только тогда, когда коэна вызывают. Так как написано «скажут им» (во множественном числе), если в молитве участвует только один коэн, его не вызывают. (Но если ведет молитву не коэн, то коэн должен выйти сам.)

Поэтому, когда единственный присутствующий коэн ведет молитву сам, его не вызывают, и у него не возникает обязанности произносить благословение. Если же, кроме ведущего, в молитве участвуют другие коэны, то их должен вызвать один из лидеров общины (так как коэн не должен вызывать коэнов). Так как мудрецы повелели ведущему молитву не произносить благословение коэнов, то приглашение к благословению, произнесенное одним из молящихся, на него не распространяется. Следовательно, и в этом случае у него не возникает обязанности выполнять эту заповедь.

По закону, левиты должны омывать руки коэнам перед тем, как те произнесут благословение (שו״ע ס’ קכח סע’ ו). Комментаторы (הגהות מיימוניות פ’ טו אות ו, הובא בבית יוסף, שו״ע וכו’) пишут, что левиты не должны предлагать коэну, ведущему молитву, омыть ему руки, так как это тоже является приглашением, и в этом случае у него возникает обязанность произнести благословение коэнов[4].

Если коэна по ошибке вызвали в день, когда в данной общине не принято произносить благословение коэнов, у него не возникает обязанности его произносить (שו״ת משנה הלכות ח״ח סי’ טו).

Если кроме него там нет коэна, то пусть не возносит руки. А если он уверен, что сможет вознести руки, произнести благословение коэнов и вернуться к молитве, то это ему разрешено. Рав Меир бен Барух из Ротенбурга пишет: «Если ведущий молитву — коэн, и там присутствуют другие коэны, пусть не поднимается на возвышение[5] из-за замешательства, из опасения, что он не сможет продолжить молитву. И даже если там нет других коэнов [кроме него], пусть не поднимается [на возвышение], если не уверен, что сможет продолжить молитву без замешательства».

Таким образом, рав Меир из Ротенбурга объясняет, что окончание мишны: «Если он уверен, что сможет вознести руки и вернуться к молитве, то это ему разрешено» относится к словам «если кроме него там нет коэна», а слова «пусть не возносит руки» относятся к каждому коэну, который ведет молитву. Комментаторы так объясняют логику мишны: если в молитве, кроме ведущего, не участвует ни один коэн, то для того, чтобы не получилось, что благословения коэнов отменили вообще, полагаются на обещание ведущего, что он не ошибется. Если же в молитве участвуют другие коэны, и благословение будет произнесено также и без участия ведущего молитву, предпочтительно не рисковать и не разрешать ему участвовать в благословении коэнов[6].

А если он уверен, что сможет вознести руки, произнести благословение коэнов и вернуться к молитве, то это ему разрешено. Во времена мишны не было принято молиться по книге[7]. Так как сегодня все, и особенно ведущие молитву, молятся по молитвенникам – Сидурам, опасение, что ведущий запутается и не сможет продолжить молитву с нужного места, практически исчезло. Поэтому, когда единственный участвующий в молитве коэн ведет молитву, он произносит благословение коэнов.

Автор «При Хадаш» считает, что в наше время, даже когда есть другие коэны, ведущий молитву может участвовать в благословении.

По поводу того, на какое из мнений полагаются, когда в молитве также участвуют другие коэны, есть разные традиции (הובא כבר במגן אברהם ס״ק לא). Рав Тукочинский (ספר ארץ ישראל ס’ ב סע’ ב) пишет, что в Земле Израиля принято, чтобы все коэны, включая ведущего молитву, произносили благословение коэнов.

Когда ведущий молитву произносит благословение коэнов, он может удалиться со своего места, подняться на возвышение «Духан», произнести соответствующие благословения и вернуться на свое место. Все это не считается прерыванием молитвы «Шмоне Эсре», которую он произносит, так как делается для нужд самой молитвы[8]. Сегодня принято, чтобы коэн, ведущий молитву, не уходил со своего места. Перед тем как произнести благословение на заповедь благословения коэнов, он поворачивается лицом к общине, произносит все благословения, после этого поворачивается обратно и продолжает молитву.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

Да не отзовется «Амен» на благословение коэнов в конце каждого благословения, как отзывается все остальное общество молящихся. Благословение, которое коэны произносили за пределами Храма, состоит из трех стихов Торы (Бемидбар, 6:24-26), каждый из которых является отдельным благословением: «Да благословит тебя Господь и охранит тебя! Да озарит Г-сподь тебя ликом Своим и помилует тебя! Да обратит Г-сподь лик Свой к тебе и доставит тебе мир!»

[יְבָרֶכְךָ ה’ וְיִשְׁמְרֶךָ: יָאֵר ה’ פָּנָיו אֵלֶיךָ וִיחֻנֶּךָּ: יִשָּׂא ה’ פָּנָיו אֵלֶיךָ וְיָשֵׂם לְךָ שָׁלוֹם:]

На каждое из этих благословений требуется отвечать «Амен». Эти благословения требуется произносить именно на святом языке (мишна Сота, 7:6).

Многие комментаторы пишут, что слова «если он уверен, что сможет вознести руки и вернуться к молитве, то это ему разрешено» относятся именно ко второй части мишны «пусть не возносит руки». Что касается первой части мишны, «пусть не отзывается “Амен” на благословение коэнов», ведущий молитву не должен отзываться на благословение коэнов ни при каких обстоятельствах, даже если уверен, что не запутается в словах молитвы, и даже в наше время, когда ведущий молитву пользуется книгой (ב״ח ס’ קכח ס״ק יד וט״ז שם ס״ק יד).

Другие авторитеты пишут, что так как в наше время все молятся по молитвеннику, и опасение, что ведущий молитву запутается практически исчезло, ведущий может отозваться словом «Амен» на благословение коэнов. И так постановил автор «Мишны Бруры» (ס’ קכח ס״ק ע״א).

Ведущий общественную молитву должен начать второе благословение и продиктовать его им [коэнам] слово в слово. Ведущий молитву должен продиктовать коэнам все три благословения по одному слову[9]. Коэны повторяют за ним каждое слово в отдельности. Этот закон тоже выводится из слов «говоря им» (Бемидбар, 6:23; выше этот стих приводится полностью). По мнению автора «Шулхан Арух» (סע’ יג, ע’ משנה ברורה ס״ק מז-מט), первое слово первого благословения, «Да благословит тебя» [יְבָרֶכְךָ], коэны говорят сами, и только после этого ведущий молитву начинает диктовать им остальные слова. Но комментарий Рамо пишет, что среди ашкеназских евреев распространена традиция, по которой ведущий также произносит и первое слово. Автор «При Хадаш» пишет, что ведущий должен диктовать благословения по книге, а не наизусть. «Мишна Брура» постановляет, что, если коэнам не продиктовали благословения, а они произнесли его сами, заповедь считается выполненной.

Если молитву ведет коэн, который сам благословляет народ, благословение коэнов должен продиктовать один из молящихся, желательно, один из ведущих членов общины.

Перевод и комментарий – рав Берл Набутовский


  1. Этот закон приводится в Иерусалимском Талмуде (Таанит, гл. 4 закон 1), но там не объясняется, является ли это законом Торы, или постановлением мудрецов. «Мишна Брура» (באור הלכה קכ״ח ד״ה דזר, וכך משתמע מפ’ קרן אורה סוטה לח:) пишет, что это постановление мудрецов. Но по мнению рава Ицхака Зэева Соловейчика из Бриска, благословение коэнов связано со служением Творцу по закону Торы. В Храме служение — это принесение жертв. Вне Храма служение — это молитва. Рав Соловейчик пишет, что даже по мнению, согласно которому по закону Торы нет обязанности молиться каждый день, тот, кто молится, выполняет заповедь Торы. Следовательно, коэны могут выполнить заповедь благословлять народ по закону Торы именно во время молитвы.Автор книги «Коль Бо» (рав Аарон бен Яаков а-Коэн из Нарбонны) считает, что благословение коэнов произносится во время молитвы согласно постановлению царя Шломо (см. там гл. 11).
  2. См. трактат Таанит гл. 4 мишна 1, и в талмудическом трактате Таанит (26). [См. также שלחן ערוך אורח חיים ס’ קכח סע’ א.] Причина того, что в обычные дни коэны не произносят благословение во время молитвы Минха, а произносят его только в дни поста, заключается в том, что, выпив ревиит (от 86 до 150 мл.) или более вина, запрещено произносить благословение коэнов. Так как многие люди произносят молитву Минха после трапезы, существует опасение, что коэн по ошибке произнесет благословение, выпив вина. Но в дни поста такого опасения нет.
  3. Благословение коэнов, которое произносят каждый день в земле Израиля, распространяется также на тех, кто живет за пределами земли Израиля, в общинах, в которых не принято произносить благословение коэнов каждый день (פסקי תשובות ס’ קכח בשם כמה מחברים ע’ שם הע’ 271).
  4. За исключением ситуации, когда коэн уже произносил благословение в этот день. Коэн может произносить благословение коэнов несколько раз в день, но обязанность делать это по закону Торы возложена на него только один раз в день.
  5. Речь идет о возвышении, на которое коэны становятся, чтобы произнести благословение. Оно называется «духан» [דוכן].
  6. Существует также мнение, по которому благословение одного коэна — это заповедь мудрецов, а если коэнов двое или более — это заповедь Торы. По этому мнению, если ведущий молитву — коэн, а среди молящихся есть еще ровно один коэн, ведущий имеет право произнести благословение коэнов для того, чтобы выполнить заповедь по закону Торы (שו״ת אז נדברו חי״ג ס’ ל״ד).
  7. Возможно, причина этого заключалась в том, что нельзя было записывать благословения, как сказано в трактате Шаббат (115б): «Тот, кто записывает благословения, как будто сжигает Тору».
  8. Коэн, ведущий молитву, должен заранее, до начала повторения «Шмоне Эсре», омыть руки и снять ботинки, чтобы подготовиться к благословению коэнов.
  9. По закону ведущий должен диктовать благословение громким голосом (מאירי סוטה דף ל״ח ע״ב והרבה פוסקי זמנינו). Тот, кто этого не делает, совершает ошибку.


http://www.beerot.ru/?p=42727