Трактат Брахот — Глава 2 — Мишна 5

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2020

За возвышение души

Анатолий бен Михаил

Хана бат Лейб

Александр бен Наум

Предисловие

Мишна продолжает тему законов, связанных с произнесением «Шма». Так как мысли новобрачного полностью заняты заповедью, которую он должен выполнить в первую брачную ночь, Тора освободила его от необходимости произносить «Шма».

С этой мишны также начинается описание серии поступков, совершенных Рабаном Гамлиэлем, из которых выводятся детали некоторых законов.

חָתָן פָּטוּר מִקְּרִיאַת שְׁמַע בַּלַּיְלָה הָרִאשׁוֹן עַד מוֹצָאֵי שַׁבָּת, אִם לֹא עָשָׂה מַעֲשֶׂה

מַעֲשֶׂה בְּרַבָּן גַּמְלִיאֵל שֶׁקָּרָא בַּלַּיְלָה הָרִאשׁוֹן שֶׁנָּשָׂא. אָמְרוּ לוֹ תַּלְמִידָיו: לֹא לִמַּדְתָּנוּ, רַבֵּנוּ, שֶׁחָתָן פָּטוּר מִקְּרִיאַת שְׁמַע בַּלַּיְלָה הָרִאשׁוֹן? אָמַר לָהֶם: אֵינִי שׁוֹמֵעַ לָכֶם לְבַטֵּל מִמֶּנִּי מַלְכוּת שָׁמַיִם אֲפִלּוּ שָׁעָה אֶחָת

Новобрачный освобожден от обязанности произносить «Шма» в первую брачную ночь; до исхода Субботы, если не совершил акт.

Так поступил Рабан Гамлиэль: он произнес «Шма» в первую брачную ночь. Сказали ему его ученики: «Разве ты не учил нас, учитель наш, что новобрачный освобожден от обязанности произносить “Шма” в первую ночь?» Рабан Гамлиэль сказал им: «Я не послушаюсь вас, и не низложу с себя царство Небесное даже на один час[1]».

Комментарий рава Овадьи из Бартануры

Новобрачный, который женился на девственнице, освобожден от обязанности произносить «Шма» в первую ночь[2], так как он обеспокоен, что она не окажется девственницей. Я слышал [другое объяснение – что новобрачный] боится во время акта изуродовать себе половой орган и стать неспособным к деторождению. И это беспокойство, связанное с исполнением заповеди. А Тора сказала (Дварим, 6:7 и 11:19): «Когда ты идешь по дороге», – когда ты идешь по своим делам, ты обязан [произносить «Шма»], а если [ты занят делом, связанным с выполнением другой] заповеди, то ты освобожден [от обязанности произносить «Шма»].

Если не совершил акт. Если не совершил половой акт до исхода Субботы, то есть в течение четырех ночей [после свадьбы], то он обеспокоен. После этого [новобрачный] привыкает к ней [жене], и беспокойство проходит. И даже если он еще не совершил половой акт, все равно обязан произносить «Шма».

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Новобрачный освобожден от обязанности произносить «Шма». Он освобожден именно от этой заповеди, так как произнесение первого стиха «Шма» требует сосредоточения на смысле слов, и без этого заповедь не считается выполненной вообще. Этим чтение «Шма» отличается от других заповедей, выполнив которые машинально, новобрачный все же исполняет обязанность, хоть и не самым лучшим образом. По той же причине новобрачный также освобожден от обязанности молиться[3].

До исхода Субботы, если не совершил акт. Между комментаторами возник спор, должен ли новобрачный произносить «Шма» в эти дни утром. По некоторым мнениям[4], так как в дневное время не принято вступать в интимную близость, новобрачный не занят мыслями, которые помешали бы ему произнести «Шма». Другие комментаторы пишут, что его мысли о предстоящей брачной ночи терзают его даже днем[5], поэтому в течение этих дней он не должен произносить «Шма» и молиться даже днем.

«Я не послушаюсь вас, и не низложу с себя царство Небесное даже на один момент». Рабан Гамлиэль не спорит с тем, что сказано в начале мишны. Он лишь добавляет, что если новобрачный обладает достаточными душевными силами и самообладанием, чтобы на короткое время отстранить от себя мысли о брачной ночи и сосредоточиться на смысле слов, то ему разрешается произнести «Шма».

«Даже на один час». Хоть я и мог бы произнести «Шма» после акта, я не хочу откладывать выполнение заповеди даже на короткий срок[6].

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартануры

Он обеспокоен, что она не окажется девственницей. Во времена написания Мишны было принято, чтобы мужчина посвящал женщину за год до свадьбы[7]. Если новобрачный обнаруживал, что его жена не девственница, возникало подозрение, что она изменила ему, уже будучи посвященной. В этом случае им запрещено продолжать жить вместе, и они обязаны развестись.

Обнаружив, что его жена – не девственница, мужчина должен пойти в суд для выяснения обстоятельств. Поэтому перед тем, как совершить акт, мужчина был обеспокоен, что назавтра ему придется идти в суд[8].

Но даже во времена, когда нет необходимости выяснять обстоятельства в суде, мужчина обеспокоен вопросом, является ли его молодая жена девственницей.

И это беспокойство, связанное с исполнением заповеди. А Тора сказала (Дварим, 6:7 и 11:19): «Когда ты идешь по дороге», – когда ты идешь по своим делам, ты обязан [произносить «Шма»], а если [ты занят делом, связанным с выполнением другой] заповеди, то ты освобожден [от обязанности произносить «Шма»]. Известно, что тот, кто занят выполнением заповеди, освобожден он произнесения «Шма». Однако понадобилось отдельно вывести из стиха закон, по которому новобрачный тоже освобожден от этого. Ведь можно предположить, что заповедь, возложенная на новобрачного, не мешает ему произнести «Шма». Он может успеть и произнести «Шма», и выполнить заповедь первой брачной ночи. Слова (Дварим, 6:7) «идя по пути своему» [וּבְלֶכְתְּךָ בַדֶּרֶךְ] сообщают, что существует причина, освобождающая молодожена от необходимости произносить «Шма». Того, что его тревожат мысли, связанные с выполнением заповеди, достаточно, чтобы освободить его от обязанности произносить «Шма».

До исхода Субботы, то есть в течение четырех ночей [после свадьбы]. Так как во времена Мишны суд заседал по понедельникам и четвергам, девственницам устраивали свадьбы по средам. Благодаря этому, если в первую брачную ночь муж обнаруживал, что его жена – не девственница, он мог сразу же пойти в суд для выяснения[9]. Так как свадьбы устраивали по средам, четвертая ночь после свадьбы – это ночь на исходе субботы.

После этого [новобрачный] привыкает к ней [к жене], и беспокойство проходит, даже если он еще не совершил акт. Согласно первому объяснению рава Овадьи он привыкает к своей жене и отказывается от мысли, что ему придется идти с ней в суд, даже если она окажется не девственницей. Согласно второму объяснению, он привыкает к жене, и степень стеснения, которое он перед ней испытывает, снижается. Благодаря этому теперь он знает, что сможет совершить акт медленно и не порезаться[10].

Другие комментаторы[11] объясняют, что хоть сомнение мужчины так и не разрешилось, после определенного срока нервное напряжение все равно спадает, и новобрачный приобретает способность произнести «Шма» с необходимой концентрацией.

Перевод и комментарий – рав Б. Набутовский

  1. Под словом «час» (שָׁעָה) подразумевается короткий промежуток времени.
  2. См. комментарий рава Овадьи из Бартануры к следующей мишне, в котором указано, что практический закон не соответствует этому утверждению. Так как в наше время люди потеряли способность по-настоящему концентрироваться на чем бы то ни было, все обязаны произносить «Шма» и молиться, в том числе и новобрачные.
  3. תוספות אנשי שם
  4. תוי״ט, תפארת ישראל אות כח
  5. רשב״א כאן, טור
  6. תפארת ישראל אות ל
  7. По закону еврейский брак происходит в результате двух «приобретений» (киньянов). Первое – это посвящение, второе – это хупа. После посвящения женщина приобретает статус замужней женщины (אשת איש) в полном смысле слова.В наше время оба «приобретения» совершают одновременно, а во временя Мишны и Талмуда между ними проходил целый год.
  8. כל זה מבואר בריש כתובות, וע’ רש״י שם
  9. В начале недели не устраивались свадьбы, так как нет достаточно времени после субботы, чтобы приготовить свадебный пир.
  10. תוי״ט
  11. רמב״ם על המשנה כאן


http://www.beerot.ru/?p=26553