Трактат Брахот — Глава 8 — Мишна 5

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2229
вино авдалы

Глава восьмая. Мишна пятая

 Предисловие

Мишна продолжает серию разногласий между школой Шамая и школой Илеля. Данное разногласие связано с порядком благословений, которые произносят на исходе Субботы во время Авдалы. [Этот вариант разногласия мудрецов следует мнению раби Меира. Закон же установлен в соответствии с мнением раби Йеуды, которое не упоминается в мишне. См. комментарий ниже.

«Авдала» — это благословение, которое произносят на исходе Субботы или праздника, чтобы отделить праздничный день от буднего (см. гл. 5, мишна 2, где обсуждаются вопросы, связанные с Авдалой).

См. также первую мишну данной главы, которая приводит подобное разногласие между школами Шамая и Илеля, связанное с порядком благословений при произнесении Кидуша в начале Субботы и праздников.]

בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים: נֵר וּמָזוֹן וּבְשָׂמִים וְהַבְדָּלָה. וּבֵית הִלֵּל אוֹמְרִים: נֵר וּבְשָׂמִים וּמָזוֹן וְהַבְדָּלָה. בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים: שֶׁבָּרָא מְאוֹר הָאֵשׁ. וּבֵית הִלֵּל אוֹמְרִים: בּוֹרֵא מְאוֹרֵי הָאֵשׁ:

Школа Шамая говорит: «Произносят благословение на свечу, и благословение после еды, и благословение на благовония, и Авдала». Школа Илеля говорит: «Произносят благословение на свечу, и благословение на благовония, и благословение после еды, и Авдала».

Школа Шамая говорит: «Который сотворил свечение огня» [שֶׁבָּרָא מְאוֹר הָאֵשׁ]. Школа Илеля говорит: «Сотворивший свечения огня» [בּוֹרֵא מְאוֹרֵי הָאֵשׁ].

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Произносят благословение на свечу, и благословение после еды. [Речь идет о] том, кто ел в Шаббат в послеполуденное время, и наступила темнота, а он еще не закончил трапезу, и у него только один бокал вина. Школа Шамая говорит: «Произносят благословение на свечу, и благословение после еды, и благословение на благовония, и Авдала». Авдала произносится в последнюю очередь по всем мнениям, так как проводы [субботнего] дня следует отложить напоследок, чтобы не создавалось впечатление, что он [субботний день] является обузой. А разногласие возникло только в отношении свечи и благовоний. Школа Шамая говорит: [благословения произносятся] на свечу и на еду, и только после этого на благовония. А школа Илеля говорит: [благословения, которые произносятся] на свечу и на благовония не отличаются друг от друга. А благословения, которые можно произнести без того, чтобы это производило впечатление, будто Шаббат является обузой, как, например, [благословения] на свечу и на благовония, следует произнести перед Биркат а-Мазон.

Школа Шамая говорит: «Который сотворил свечение огня». Слово «Сотворил» [בָּרָא] говорит о том, что сотворил в прошедшем времени — в отличие от слова «Творящий» [בּוֹרֵא], которое подразумевает также творение в будущем. «Свечение огня» [מְאוֹר הָאֵשׁ], а не «свечения огня» [מְאוֹרֵי הָאֵשׁ], так как у свечи только одно свечение.

Школа Илеля говорит: «Творящий» [בּוֹרֵא]. Эта форма также подразумевает прошедшее время.

Свечения огня [מְאוֹרֵי הָאֵשׁ]. [Используется множественное число], так как в пламени много оттенков: красный, белый и желтый.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Благословение на свечу, и благословение после еды, и благословение на благовония и Авдала. На исходе Субботы требуется произвести специальную церемонию, отделяющую субботний день о будних. Эта процедура называется «Авдала», и состоит из двух частей. Первая из них — это отрывок, который вставляют в молитву Маарив (о нем шла речь выше — см. глава 5, мишна 2); вторая — это благословения, которые произносят на бокал вина [но в данной мишне вместо благословения на вино упоминается благословение после еды. Причина этого обсуждается в комментарии ниже].

Авдала на вино состоит из четырех благословений — на вино, на благовония, на огонь и на разделение между субботой и буднями. Разногласие мудрецов, приведенное в данной мишне, относится только к порядку и форме этих благословений, но не к их содержанию.

Эта мишна следует мнению раби Меира, который считал, что благословение на свет произносится в первую очередь. Талмуд приводит также мнение раби Йеуды, согласно которому, в первую очередь следует произнести благословение на вино. В остальном он согласен с раби Меиром — Авдала произносится в конце по всем мнениям, а школа Шамая и школа Илеля поспорили только о порядке благословений на свечу и на благовония. Мудрецы Талмуда приходят к выводу, что закон соответствует мнению школы Илеля по чтению раби Йеуды, и благословения произносятся в порядке вино-благовония-свеча-Авдала. [В связи с этим возникает вопрос: почему составитель Мишны привел только мнение раби Меира, если закон установлен не по нему? «Тосафот Аншей Шем» отвечают, что по мнению раби Йеуды эта мишна не входит в категорию «вопросов, связанных с трапезой» (см. первую мишну данной главы). Дело в том, что даже в описываемом здесь случае, когда Авдала совмещается с благословением после еды, по раби Йеуде спор касается только порядка благословений в самой Авдале, а благословение после еды и следующее за ним благословение на вино произносят обычным образом и по школе Шамая, и по школе Илеля.]

И так постановили кодексы «Яд а-Хазака» (Рамбам) и «Шулхан Арух». [Рамбам, законы Шаббата, 29:24, «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 296:1. Интересно, что по закону благословения начинаются с наиболее материального — чувства вкуса, и приходят к наиболее духовному — интеллекту (благословение Авдалы соответствует способности приобретать понимание — см. комментарий рава Овадьи к гл. 5, мишна 2 и наш комментарий там). Они также «поднимаются вверх» в отношении расположения соответствующих органов: самый нижний, рот, пробует вкус вина, потом находящийся над ним нос обоняет запах, потом глаза видят свет свечи, и в конце концов мозг, находящийся на самом верху, осознает разницу между святым и будничным.]

Благословение на свечу, и благословение после еды, и благословение на благовония, и Авдала. Церемония Авдалы, которая проводится на исходе Субботы, состоит из четырех благословений:

  1. Благословение на сияние свечи. Мидраш повествует о том, что, увидев заход солнца, согрешивший Адам испугался, что из-за него мир погрузится в вечную тьму. Но увидев восход, он обрадовался и произнес благословение «Сотворивший свечения огня» [בּוֹרֵא מְאוֹרֵי הָאֵשׁ]. Кроме того, это благословение связано с тем, что в Субботу запрещено зажигать огонь.

Раби Меир считал, что это благословение следует произнести в первую очередь, так как пользу от света можно получить сразу же после того, как его зажигают. [Комментаторы приводят еще одно объяснение мнения раби Меира: были периоды, когда еврейская община жила в нищете, и масла хватало только для того, чтобы зажечь светильник на очень короткое время. Поэтому благословение на него произносили в первую очередь.] Раби Йеуда считал, что, так как Авдалу можно произнести только при условии, что есть вино, именно на него следует благословить в первую очередь, — и так установлен закон.

  1. Благословение на вино. Мудрецы установили, что благословения, которые сопутствуют важным церемониям, таким как бракосочетание, обрезание и Кидуш, произносятся именно над бокалом вина. Тоже самое относится и к Авдале (но если вина нет, его в определенных случаях можно заменить другим напитком, см. «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 272:6, 296:2).
  2. Благословение на запах. Мудрецы Талмуда пишут (см. Бейца, 16а, Таанит, 27б), что в Субботу человеку дается дополнительная душа. Когда Суббота оканчивается, она уходит. Чтобы утешить свой осиротевший дух, он вдыхает аромат благовоний, запах которых благоприятно влияет на его душу. Комментаторы также пишут, что приятный запах укрепляет душу человека, ослабленную уходом святости Субботы.

По мнению раби Меира, мудрецы школы Илеля считали, что это благословение следует произнести сразу же после благословения на огонь, так как оба они связаны с Авдалой. По мнению раби Йеуды, мудрецы школы Илеля считали, что это благословение предшествует благословению на свет, так как оно встречается чаще — благословение на запах произносят каждый раз, когда чувствуют приятный запах (из этого правила есть исключения), а благословение на огонь произносят только на исходе Субботы и Йом Кипура.

  1. Благословение на разделение между Субботой и буднями выражает смысл всей церемонии Авдалы. Тора (Шмот, 20:8) повелела нам помнить и освящать субботний день. Это означает, в частности, что на исходе Субботы необходимо отметить отделение святого дня от будних, и возвращения из состояния субботнего отдыха к будничности рабочей недели. Существует разногласие между авторитетами (см. «Мишна Брура», 296:1), является ли Авдала частью заповеди Торы об освящении субботнего дня или постановлением мудрецов.

Рав Овадья уже объяснил (это объяснение приводится Талмудом, Брахот, 52а), по какой причине это благословение произносится в последнюю очередь по всем мнениям.

Тот, у кого нет подходящих благовоний или светильника, должен сделать Авдалу, пропустив благословения на них.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

Он еще не закончил трапезу, и у него только один бокал вина. В обычной ситуации следует закончить третью субботнюю трапезу, произнести благословение после еды, произнести вечернюю молитву Маарив (в которую также включается отрывок Авдала), и только после этого произнести Авдалу над бокалом вина. После этого следует устроить еще одну трапезу, посвященную исходу святого дня, и благословение после нее. [Из комментария рава Овадьи очевидно, что эта мишна следует мнению, по которому благословение после еды требуется произносить над бокалом вина. См. гл. 5, мишна 2, где приводится, что вино необходимо для произнесения Авдалы, и см. гл. 7, мишна 5, где обсуждается заповедь произносить благословение после еды на бокал вина. Комментаторы пишут, что, хотя школа Шамая и считала, что нет необходимости произносить благословение после еды над бокалом вина, в этом есть украшение заповеди.] По закону, после окончания Субботы запрещено есть, не произнеся Авдалу («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 296:3). Поэтому данная мишна вызывает сразу два вопроса: почему вместо благословения на вино, которое является неотъемлемой частью Авдалы, в ней упоминается благословение после еды, и каким образом благословение после еды вообще совмещается с Авдалой,ведь до Авдалы запрещено есть!

Рав Овадья объясняет, какая ситуация описывается в мишне: «Речь идет о том, кто ел в Шаббат в послеполуденное время, и наступила темнота, а он еще не закончил трапезу, и у него только один бокал вина». Из-за нехватки вина ему приходится совместить благословение после еды и Авдалу. Благословение на вино произносится после благословения после еды, и за ним сразу следуют стандартные благословения Авдалы. [Это мнение большинства комментаторов. Но Тосафот (ברכות דף נב ע״א ד״ה מניחו) считали, что тот, кто уже закончил третью субботнюю трапезу, если у него есть только один бокал вина, должен вначале провести трапезу на исходе Субботы, и потом произнести благословение после этой трапезы и Авдалу на один бокал вина.]

Авдала произносится в последнюю очередь по всем мнениям, так как проводы [субботнего] дня следует отложить напоследок, чтобы не создавалось впечатление, что он [субботний день] является обузой. В первой мишне данной главы проводится решение школы Шамая, по которому вначале произносят благословение, освящающее день, и только после этого благословение на вино. Но в данном случае, мудрецы школы Шамая согласны, что благословение, связанное со днем, произносят в конце. Это делается для того, чтобы отложить проводы Субботы до как можно более позднего срока, и показать, что этот святой день — это не бремя, а радость.

В пламени множество оттенков. Очевидно, что в пламени свечи есть разные цвета. О чём же тогда поспорили мудрецы школы Шамая и мудрецы школы Илеля? Виленский Гаон объясняет, что вначале Всевышний создал основу огня, которая обладала только одним цветом. После этого в этом мире появилась возможность зажигать огонь, и в этом огне видно множество оттенков. Школа Шамая считала, что благословение следует произносить на первоначальный огонь, созданный Творцом. Поэтому благословение произносится в форме прошедшего времени [בָּרָא], и огонь упоминается в единственном числе. Школа Илеля считала, что благословение произносят также на огонь, который зажигают сейчас. Поэтому оно произносится в форме, которая имеет значения как прошедшего, так и настоящего времени [בּוֹרֵא], и распространяется на множество оттенков огня.

Перевод и комментарий: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=57088