Трактат Брахот — Глава 8 — Мишна 7

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2505

Глава восьмая. Мишна седьмая 

Предисловие

Из-за того, что люди устраивают трапезу в определенном месте, или из-за важности благословений, произносимых после употребления видов, которыми восхваляется земля Израиля, мудрецы постановили, что благословение после еды следует произносить в месте, где ели. Мишна приводит разногласие школ Шамая и Илеля в случае, когда это благословение не произнесли в том месте, где ели.

מִי שֶׁאָכַל וְשָׁכַח וְלֹא בֵרֵךְ, בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים: יַחֲזֹר לִמְקוֹמוֹ וִיבָרֵךְ. וּבֵית הִלֵּל אוֹמְרִים: יְבָרֵךְ בַּמָּקוֹם שֶׁנִּזְכָּר. עַד אֵימָתַי הוּא מְבָרֵךְ? עַד כְּדֵי שֶׁיִּתְעַכֵּל הַמָּזוֹן שֶׁבְּמֵעָיו:

Как поступить тому, кто поел, и забыл произнести благословение после еды? Школа Шамая говорит: «Пусть вернется на свое место, и произнесет благословение». Школа Илеля говорит: «Пусть произнесет благословение в том месте, где вспомнил». До какого момента на него возложена обязанность произнести благословение? Пока не переварится пища у него во внутренностях.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Переварится пища у него во внутренностях. Все время, что он не голоден, благодаря той еде, [после которой он должен произнести благословение], так как это признак, что пища еще не переварилась. Когда школа Илеля сказала, что не должен возвращаться, то речь шла исключительно о случае, когда человек забыл произнести благословение. Если же он не произнёс его сознательно, то должен вернуться на свое место и благословить [там] по всем мнениям.

Комментарий «Полная чаша»

Объяснение мишны

Поел, и забыл произнести благословение после еды. Среди комментаторов есть несколько мнений, о какой еде идет речь в данной мишне. Некоторые считают, что обсуждается случай, когда ели мучные изделия, сделанные из одного из пяти злаков. [То есть пшеницы, ячменя, ржи, овса или полбы. Это изделия, на которые произносят благословение «Сотворивший разнообразные виды пищи» [בּוֹרֵא מִינֵי מְזוֹנוֹת]. См. гл. 6, мишна 1, 4 и 8. Этого мнения придерживается Рош (Псахим, 10:6).] По другому мнению, данные законы относятся к случаю, когда ели любой из семи видов, которыми восхваляется Земля Израиля (см. гл. 6, мишна 1, 4 и 8. Этого мнения придерживается Рамбам в Брахот, 4:1). Есть также комментаторы, которые считают, что речь идет только о случае, когда ели хлеб (הגהות מיימוניות שם). «Мишна Брура» (ס׳ קעח ס״ק מה) пишет, что следует вести себя в соответствии с мнением, по которому речь идет о хлебе или о других мучных изделиях. Благословения после употребления такой пищи следует произносить в том месте, где ели. «Шулхан Арух а-Рав» пишет, что изначально желательно произносить благословение после всех семи видов в том месте, где ели. Но если этого не сделали, из-за пяти видов фруктов не требуется возвращаться.

Объяснение комментария рава Овадьи из Бартенуры

Все время, что он не голоден благодаря той еде. Что же делать тому, кто съел настолько мало, что даже в конце трапезы не чувствовал сытости? «Мишна Брура» (ס׳ קפד ס״ק כ) пишет, что лучше всего съесть еще кезаит (по разным мнениям — от 30 до 50 мл) хлеба, и после этого произнести благословение после еды. Если такой возможности нет, то критерием служит время, которое прошло после того, как кончили есть. Если еще не прошло 72 минуты, следует произнести благословение после еды.

Когда школа Илеля сказала, что не должен возвращаться, то речь шла исключительно о случае, когда человек забыл произнести благословение. Если же он не произнёс его сознательно, то должен вернуться на свое место и благословить там по всем мнениям. Мудрецы школы Илеля спросили мудрецов школы Шамая: «Если человек ел на последнем этаже высокого здания, забыл произнести благословение и спустился, неужели теперь он должен карабкаться обратно на верхний этаж, чтобы исправить свою ошибку?!» Мудрецы школы Шамая ответили: «Если человек на последнем этаже высокого здания оставил свой кошелек, и спустился вниз, неужели он не поднимется, чтобы забрать его?! Тем более человек должен вернуться, чтобы провозгласить славу небес!»

Талмуд повествует об одном мудреце Торы, который поел, забыл произнести благословение после еды и ушел. Когда он вспомнил, что не благословил, он вернулся на то место, где ел, и по дороге нашел кошель, полный золотых монет (весь отрывок по Брахот, 53б).

Среди комментаторов возникло разногласие, поступил ли этот человек по букве закона, или сделал больше, чем от него требовалось. Рабейну Ашер (Рош) и автор «Арбаа Турим» (רא״ש ברכות פ׳ ח ס׳ ה, טור אורח חיים ס׳ קפד) поняли, что он поступил по букве закона, и закон в данном случае установлен в соответствии с мнением школы Шамая. [Автор книги «Арбаа Турим», рав Яаков бен Ашер, был сыном Рабейну Ашера. В своем кодексе он часто (но не всегда) следует пониманию и постановлениям своего отца.] Но Рамбам и ученики Рабейну Йоны придерживаются другой точки зрения — они считают, что закон установлен в соответствии с мнением школы Илеля [Рамбам, Законы благословений, 4:1; Рабейну Йона, Брахот, 40а по Рифу; Рабейну Йона также приводит мнение Гаонов, по которому закон установлен по школе Шамая]. В чем же заключалась заслуга человека, который вернулся, чтобы произнести благословение? Даже школа Илеля признает, что предпочтительно вернуться на место трапезы. Они считают, что мудрецы сделали послабление в отношении того, кто забыл благословить, и не обязали его возвращаться (следовательно, в данном случае нет никакого запрета поступать в соответствии с мнением школы Шамая; см. гл. 1, мишна 3, где описывается случай, когда нельзя было следовать постановлению школы Шамая).

«Шулхан Арух» приводит оба мнения. «Мишна Брура» (ס׳ קפד סע׳ ומשנה ברורה שם) приводит, что следует поступать в соответствии с более строгим мнением. Но если вернуться на место трапезы чрезвычайно затруднительно, или если это займет так много времени, что пища переварится, и уже не будет возможности произнести благословение после еды, следует благословить в том месте, где вспомнили, что не благословили.

Даже по более строгому мнению, есть простой способ избежать необходимости возвращаться на место трапезы: следует поесть хлеб в том месте, где вспомнили, что забыли произнести благословение после еды. При этом необходимо проверить, оставалось ли в мыслях забывшего, что он продолжает трапезу. Если нет, то он должен вновь омыть руки и произнести благословение на хлеб. Окончив есть, он произносит благословение после еды, которое относится ко всему, что он съел.

Если же он не произнёс его сознательно, то должен вернуться на свое место и благословить там по всем мнениям. Но тот, кто нарушил этот закон и произнес благословение там, где вспомнил, не должен произносить его еще раз.


http://www.beerot.ru/?p=58655