Трактат Шаббат — Глава 1 — Мишна 5

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

655
трактат шаббат, трактат шабат

В этой мишне начинается обсуждение вопроса, разрешена ли в Шабат работа, которая совершается без участия человека – только с помощью его утвари и предметов.

בֵּית שַׁמַּאי אוֹמְרִים, אֵין שׁוֹרִין דְּיוֹ וְסַמְמָנִים וְכַרְשִׁינִים, אֶלָּא כְדֵי שֶׁיִּשּׁוֹרוּ מִבְּעוֹד יוֹם. וּבֵית הִלֵּל מַתִּירִין

Школа Шамая говорит: перед наступлением Шабата не замачивают вещества, из которых изготовляют чернила, и красящие вещества для изготовления краски, и кормовой горох – разве только если они размокнут еще засветло. Но школа Гилеля разрешает.

Комментарий раби Овадьи из Бартануры:

Не замачивают чернила – т.е. вещества, из которых изготовляют чернила для письма,(1) и красящие вещества – для изготовления краски, и кормовой горох – на корм скоту, ведь прежде, [чем накормить скот], принято замачивать этот горох в воде.(2) По-арабски, его называют «карсина», а в Европе – «вицес».(3)

Школа Шамая считает, что человеку заповедано, чтобы его утварь тоже прекращала работу в Шабат, как и его скот.(4) В этом также причина запрета «Не кладут связки льна в печь…», и это причина запрета: «Не расставляют ловушки [для ловли] зверей, птиц и рыб…». А относительно горящего в Шабат светильника и стоящей на печи кастрюли школа Шамая признает: если хозяин отказывается от собственности на утварь, он не обязан, чтобы она прекращала работу.(5)

Но школа Гилеля разрешает – если вода была залита днем, несмотря на то, что эти [вещества] размокают в Шабат. Ведь [школа Гилеля] считает: человеку заповедано, чтобы прекращал работу его скот – ради того, чтобы не причинять животным страданий,(6) но не заповедано, чтобы прекращала работу его утварь.(7)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) Как изготовляли чернила? 

Название  ֹדְּיו (дьё – «чернила») происходит от דו (ду – «два», «двойной»), ведь чернила состоят из двух основных компонентов: красителя и модификатора, придающего вязкость и устойчивость.

В качестве красителя в эпоху Мишны и Талмуда использовали, в частности, нагар, который соскабливали с поверхности стекла, расположенного над масленым светильником (обычно, для получения нагара использовали оливковое масло). Затем к порошку добавляли немного жидкого оливкового масла и замешивали. Потом смесь высушивали на солнце, а перед тем как писать, растворяли (Шабат 23а, Раши). В качестве вяжущего вещества использовали также древесную смолу – вязкий и густой сок определенных деревьев (там же, Тосафот).

Некоторые комментаторы полагают, что смесь исходных веществ получает название ֹדְּיו (дьё) только после замачивания в воде. И, соответственно, начало данной мишны следует понимать так: «Не замачивают вещества, из которых образуются чернила…», как и объясняет раби Овадья из Бартануры (см. также Меири). Но другие комментаторы полагают, что название дьё относилось и к сухому концентрату – еще до замачивания в воде. В соответствии с этим начало мишны можно перевести просто: «Не замачивают чернила…».

(2) Замешивание и окрашивание 

Замачивание указанных в мишне исходных веществ запрещено производить в сам Шабат, так как при этом совершается одна из 39 запрещенных в Шабат работ – лиша («замешивание»).

Классическим примером этой работы является замешивание теста. Но к этой же работе относится смешивание с жидкостью любого сыпучего вещества, которое благодаря замачиванию становится единой массой.

Именно такой густой массой становится при замачивании сырье для изготовления чернил и красок, о котором говорится в данной мишне. Но если для того, чтобы приготовить тесто необходимо не только смешать муку с водой, но и энергично замешать смесь руками, в данном случае для образования единой массы достаточно просто залить сырье водой и замачивать в течение определённого времени. Поэтому само такое замачивание в воде является запрещенным в Шабат «замешиванием» (см. Шабат 18а, Раши).

Некоторые комментаторы объясняют, что такой же запрещенной в Шабат работой является и замачивание каршиним кормового гороха»), ведь, размокая, он слипается в единую массу (Меири).

Однако Рамбам считает, что замачивание без последующего замешивания не является нарушением запрета Торы. Но, и по его мнению,  перечисленные в мишне действия запрещены в сам Шабат, так как при таком замачивании совершается другая запрещенная работа – цвия («окрашивание»). Ведь при замачивании эти вещества окрашивают воду.

В данной мишне рассмотрена ситуация, когда это запрещенное в Шабат замачивание начинается еще до Шабата, а затем в Шабат – продолжается. А поскольку эта работа совершается внутри сосуда, то получается, что сосуд «работает» на своего хозяина и в Шабат (см. Тосафот, Шабат 18аб).

Правомочность такого использования домашней утвари (келим) в Шабат и является предметом дискуссии между школами Шамая и Гилеля, которая рассматривается в последующих комментариях (см. коммент. 4-5 и 7).

(3) Кормовой горох

Упомянутые в мишне כַרְשִׁינִים (каршиним) – это кормовой горох, называемый по латыни vicia, а по-русски «вика». Этот горох произрастает в горных районах Земли Израиля. В эпоху Мишны и Талмуда вика считалась отборным кормом – своеобразным «деликатесом» для домашнего скота (см. ВТ, Брахот 32а).

Иногда её употребляют в пищу и люди (особенно, свежие плоды). А поскольку она является также пищей и для людей от неё отделяют труму и соответствующие десятины.

Перед скармливанием скоту вику вымачивают в течение нескольких часов. Как уже упоминалось, при длительном вымачивании горошины разрыхляются и слипаются в однородную массу.

(4) Покой для вещей  

По мнению школы Шамая, в Торе заповедано, чтобы все предметы обихода также прекращали работу в Шабат. Этот запрет ученики Шамая выводят из следующих стихов Торы: «Шесть дней занимайся трудом своим, а в день седьмой прекрати работу, чтобы отдохнул твой бык и твой осел…; и всё (וּבְכֹל – у-ве-холь), что Я повелел вам, соблюдайте» (Шмот 23:12-13). Слово «всё» намеком указывает на то, что работу должен прекратить не только домашний скот, но и всё имущество человека – в том числе его домашняя утварь (см. Шабат 18а, Раши). Кроме того, в слове כל («всё») скрыт дополнительный намек – эти же буквы составляют слово כלי (кли – «предмет обихода», «утварь») (Сфат Эмет).

Кроме того, в Торе сказано: «Шесть дней работай и делай всю свою работу» (Шмот 20:9) – и школа Шамая понимает, что «вся твоя работа» должна быть завершена к началу Шабата (в том числе и та, которая выполняется с помощью утвари) (Тосефта, Шабат 1:9; см. также ИТ, Шабат 1:5, 11б).

Этот запрет, касающийся предметов обихода и инструментов еврея, называется в Гемаре «швитат келим» («покой для утвари» или «прекращение работы утвари»).

Согласно этой точке зрения, необходимо замачивать указанные в мишне вещества задолго до наступления Шабата, когда остается достаточно времени, чтобы работа была завершена еще днем.

На этой точке зрения школы Шамая основаны также запреты, приведенные в следующей мишне: «Не кладут связки льна в печь…» и «Не расставляют ловушки [для ловли] зверей, птиц и рыб…».

(5) Бесхозная утварь

Но если, согласно точке зрения школы Шамая, в Шабат запрещено использовать «работу» домашней утвари, то почему же школа Шамая разрешает пользоваться светом масленого светильника, а также оставлять кастрюлю на печи и вертел в жаровне? (см. далее – 3:1).

В Гемаре объяснено, что, согласно концепции школы Шамая, в канун Шабата еврей должен сделать эти предметы бесхозными – эфкер. А поскольку эти предметы ему больше не принадлежат, ему и не заповедано, чтобы они прекращали в Шабат работу (Шабат 18б, Раши).

И хотя обычно, чтобы сделать свое имущество бесхозным, нужно объявить его бесхозным перед тремя взрослыми евреями, в данном случае в этом нет необходимости, – ведь, очевидно, что каждый в сердце отказывается от владения этими предметами, чтобы не нарушить запрет Торы (Тосафот, Шабат 18б и Бава меция 30б).

А некоторые комментаторы полагают, что, согласно мнению школы Шамая, суд мудрецов делает эти предметы бесхозными, чтобы евреи не нарушили запрет Торы – и даже в том случае, если сами владельцы не знают о том, что им следует отказаться от права собственности. Ведь это одна из прерогатив суда Торы: имущество, которое он объявляет бесхозным, становится таковым (Рашба, Шабат 18б).

(6) Чтобы не причинять страданий животным 

По мнению большинства авторитетных законоучителей, запрет причинять страдания животным (цар баалей хаим) исходит из самой Торы (см. Шабат 128б, Раши; Бава меция 32б, Меири). Некоторые считают, что с этим запретом связано и повеление Торы «А в день седьмой прекрати работу, чтобы отдохнул твой бык и твой осел» (Шмот 23:12; см. коммент. р. Овадьи из Бартануры).

(7) «Школа Гилеля разрешает»

В отличие от школы Шамая, «школа Гилеля разрешает», чтобы работа совершалась в Шабат без участия человека – лишь при помощи утварьи. При этом школа Гилеля так же опирается на стих Торы «Шесть дней занимайся трудом своим…» (Шмот 23:12), истолковывая его так: шесть дней человек может сам делать свою работу, но если работа продолжается в Шабат при участии его инструментов и утвари, – то это разрешено (Тосефта, Шабат 1:9, Минхат бикурим; см. также ИТ, Шабат 1:5, 11б). И закон определен в соответствии с точкой зрения школы Гилеля: «человеку не заповедано, чтобы его утварь прекращала в Шабат работу» (Шулхан арух, Орах хаим 252:5).

Исходя из этого, разрешено оставлять на Шабат включенными такие бытовые приборы, как вентилятор, кондиционер, обогреватель и т.п. (а так же включать их с помощью таймера, так как все знают, что таймер настраивают до наступления Субботы; см. Рамо, 252:5). Законоучители последних поколений определили, какие именно приборы разрешено оставлять работать на Шабат (даже если они сами включаются в Шабат с помощью таймера), а какие – нет.

Обсуждение этой темы продолжается в следующей мишне.

Перевод и комментарий «Дополнительная Душа» – рав Александар Кац.


http://www.beerot.ru/?p=51420