Трактат Шаббат — Глава 6 — Мишна 4

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

1730
трактат шаббат, трактат шабат

В этой мишне рассматривается, разрешено ли выходить в Шаббат с оружием, когда нет опасности для жизни. В заключительной части мишны приведены законы, связанные с некоторыми элементами женской одежды.

Текст Мишны

לֹא יֵצֵא הָאִישׁ לֹא בְסַיִף, וְלֹא בְקֶשֶׁת, וְלֹא בִתְרִיס, וְלֹא בְאַלָּה, וְלֹא בְרֹמַח. וְאִם יָצָא, חַיָּב חַטָּאת. רַבִּי אֱלִיעֶזֶר אוֹמֵר, תַּכְשִׁיטִין הֵן לוֹ. וַחֲכָמִים אוֹמְרִים אֵינָן אֶלָּא לִגְנַאי, שֶׁנֶּאֱמַר (ישעיה ב) וְכִתְּתוּ חַרְבוֹתָם לְאִתִּים וַחֲנִיתוֹתֵיהֶם לְמַזְמֵרוֹת, לֹא יִשָּׂא גּוֹי אֶל גּוֹי חֶרֶב וְלֹא יִלְמְדוּ עוֹד מִלְחָמָה.

בִּירִית, טְהוֹרָה, וְיוֹצְאִין בָּהּ בַּשַּׁבָּת. כְּבָלִים, טְמֵאִין, וְאֵין יוֹצְאִין בָּהֶן בַּשַּׁבָּת:

Перевод Мишны

Мужчина не выходит ни с мечом, ни с луком, ни со щитом, ни с булавой, ни с копьем. А если вышел, то должен принести грехоочистительную жертву. Но раби Элиэзер говорит: для него это украшения. А мудрецы говорят: эти вещи только к позору, ведь сказано (Йешая 2:4): «И перекуют мечи на лопаты, а копья – на садовые ножницы, и больше не поднимет народ на народ меча, и не будут учиться войне».

Подвязка – чиста, и с ней выходят в Шаббат. Ножные браслеты, соединённые цепочкой, нечисты, и с ними не выходят в Шаббат.

Комментарий рава Овадьи из Бартануры

Щит (трис) – это щит треугольной формы, ала – круглый щит, и оба они из дерева. А я слышал, что ала – это на иностранном языке «меца», а по-арабски – «дасус».(1) «И перекуют мечи на лопаты» – но если бы они были украшениями, то в будущем не стали бы от них избавляться!(2)

Подвязка – браслет на голени, призванный поддерживать гольфы, чтобы они не спустились и не обнажили бы голень. Поэтому-то подвязка чиста, ведь это не украшение и в то же время не предмет утвари, а лишь «предмет, обслуживающий предмет», подобно кольцам, на которые подвешивают какую-либо утварь, ведь они тоже чисты.(3) С ней выходят – ведь она закреплена на теле, как элемент одежды. И не следует опасаться, что ее снимут, чтобы показать, ведь женщина не станет обнажать свою голень.(4) Ножные браслеты, соединенные цепочкой, нечисты. В Иерусалиме была одна семья, в которой девушки ходили очень широкими шагами, и из-за этого у них разрывалась девственная плева. Тогда им соединили цепочкой браслеты, поддерживающие гольфы, наподобие «кандалов» – чтобы они не ступали чересчур широко и девственная плева не разрывалась бы. А значит, цепочка «обслуживает» человека, а не другой предмет. Поэтому она принимает нечистоту.(5) С ними не выходят –  из опасения, как бы она не сняла цепочку, которая сделана из золота, и не показала [подруге, ведь затем она может машинально пронести цепочку в руке по владению многих на расстояние в четыре локтя]. А когда она снимает цепочку, голень не обнажается, ведь сами браслеты остаются на месте.(6)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) Что такое «ала»?

В Гемаре указано, что אַלָּה (ала), о которой говорится в данной мишне, это вид оружия, называемый на арамейском языке קולפא – кульфа (Шаббат 63а).

По словам Раши, это жезл, которым наносят удары (Брахот 58а). А в книге Сефер а-Арух объяснено, что это металлический стержень длиной в полтора локтя, на конце которого – круглый набалдашник (Мишна брура 301:23). На «языке ишмаэлитян» это оружие называется דבו»ס (давус; но р. Овадья из Бартануры передает это арабское слово как דסוס – дасус).

В соответствии с этим объяснением слово אַלָּה (ала) переведено в тексте мишны как «булава».

Однако Рамбам полагает, что ала – это деревянный щит, который отличается от щита, названного в данной мишне תְרִיס (трис), только формой: трис – треугольный, а ала – круглая (Перуш а-мишнайот, Шаббат 6:4).

(2) Оружие в Шаббат

В мишне указано, что, согласно закону Торы, запрещено выходить в Шаббат во владение многих с оружием. И если человек ненамеренно нарушил этот запрет (например, забыл, что уже начался Шаббат), то он «должен принести грехоочистительную жертву».

Это точка зрения большинства мудрецов. Но раби Элиэзер считает, что выходящий с оружием не нарушает запрета Торы, поскольку «это для него украшение». Свою точку зрения раби Элиэзер подтверждает строкой псалма (Теилим 45:4): «Опояшь свои бедра мечом, герой, – это твоя краса, твое великолепие» (Шаббат 63а). По мнению раби Элиэзера, оружие является «украшением» в том смысле, что им гордятся. Ведь оно показывает, что носящий его – «настоящий мужчина, герой, готовый к битве» (р. М. Файнштейн, Игрот Моше, Орах хаим 4, 75:3).

На это мудрецы возражают так: у пророка Йешаи предсказано, что в эпоху Машиаха человечество избавится от оружия, как написано «И перекуют мечи на лопаты, а копья – на садовые ножницы, и больше не поднимет народ на народ меча, и не будут учиться войне» (Йешая 2:4). А если бы оружие было, действительно, «украшением», то зачем «перековывать» мечи и копья? Можно было бы носить их просто для красоты!

Ответ на это возражение таков: утеряв свою основную функцию, оружие вместе с тем перестанет восприниматься как украшение. Оно будет выглядеть странным и излишним, как горящая свеча в яркий полдень. Но пока эти виды оружия выполняют свою основную функцию, они являются также и украшением (Шаббат 63а, Раши). Кроме того, по раби Элиэзеру, оружие является украшением только в тот период, когда гордятся умением вести войну. Но в эпоху Машиаха это уже не будет предметом гордости, и соответственно, даже по раби Элиэзеру, оружие перестанет выглядеть «украшением» (Игрот Моше, Орах хаим 4, 75:3).

Тем не менее, закон определен в соответствии с мнением большинства мудрецов: оружие считается ношей, и выходить с ним в Шаббат – запрет Торы (Рамбам, Шаббат 19:1; Шулхан арух 301:7). И даже в тех случаях, когда оружие, на первый взгляд, действительно, является всего лишь украшением (например, кортик у почетного караула), запрет остается в силе. Ведь в первую очередь оружие все же предназначено для своего прямого использования (р. Й.-Ш. Эльяшив, Кобец тшувот 3, 41; Орхот Шаббат 3, 28:188/295/).

Но в период военных действий, а также, когда существует опасность для жизни людей, ношение оружия в Шаббат разрешено (Орхот Шаббат 3, 28:188 с. 209). А некоторые законоучители полагают, что в период войны, когда оружие носят постоянно, оно приобретает статус «элементов одежды» (Арух а-шулхан 301:51). Но другие считают, что и в этом случае оружие остается предметом (кли), который переносят ради его использования, но опасность для жизни «отодвигает» запрет Торы (р. Й.-Ш. Эльяшив, Кобец тшувот 3, 41).

(3) «Подвязка – чиста»

В Гемаре объяснено, что בִּירִית (бирит – подвязка) – это браслет (Шаббат 63б), который женщины надевают на верхнюю часть голени, поверх чулок.

В отличие от ручного браслета, который является украшением, «подвязка» выполняет лишь прикладную функцию – она поддерживает чулки или гольфы, чтобы они не спустились и не обнажили бы голень. Поэтому «подвязка» не принимает нечистоту – ведь духовная нечистота (тумъа) переходит только к таким келим (предметам утвари и одежды), которые напрямую служат самому человеку, а «подвязка» является «предметом, обслуживающим другой предмет» (в данном случае другой предмет – это чулки). По этой же причине не принимают нечистоту, например, кольца, на которые подвешивают какую-либо утварь – они служат человеку не прямо, но в первую очередь «обслуживают» эту утварь (Раши, Шаббат 63б; см. также выше – коммент. 8 к мишне 1:4).

(4) По законам скромности

В мишне указано, что с «подвязкой» на голени «выходят в Шаббат», ведь она используется в качестве одного из элементов одежды и поэтому не является «ношей». Вместе с тем, эта деталь одежды не подпадает под запрет мудрецов, так как не следует опасаться, что женщина снимет ее во владении многих, чтобы показать подруге, – ведь на улице «она не станет обнажать свою голень» (Раши, Шаббат 63б; Мишна брура 303:53).

В талмудическом трактате Брахот (24а) указано, что «шок женщины считается эрва (т.е. местом, которое должно быть закрыто)». А Хазон Иш поясняет: שוק (шок) – это нижняя часть ноги от щиколотки до колена, т.е. голень (Хазон Иш, Орах хаим 16:8). Это объяснение подкрепляется, в частности, тем, что в мишне из трактата Аалот (1:8) части ног перечислены в следующей последовательности: карсоль (щиколотка), шок, аркува (колено) и ярех (бедро). В соответствии с этим объяснением, женщина должна полностью закрывать свои голени в силу закона Торы.

Правда, некоторые авторитетные законоучители полагают, что шок, о котором сказано в трактате Брахот, это не голень, а верхняя часть ноги выше колена, т.е. бедро (Мишна брура 75:2). Тем не менее, в наше время, и в соответствии с этим облегчающим мнением, голени считаются «частями, которые принято закрывать» (Оз ве-адар левуша 6:20:2). Во всех общинах, где серьезно соблюдаются законы Торы, уже сложился обычай, согласно которому в присутствии посторонних ноги женщин всегда закрыты – с помощью чулок, гольфов или колготок (Алихот бат Исраэль 4:9; Оз ве-адар левуша 6:12:1). При этом чулки или колготки должны быть как минимум такой плотности, чтобы через них отчетливо не просматривалась кожа ног (Алихот Шломо, Тфила 20, Орхот алаха 22). Однако если чулки изготовлены из прозрачного нейлона или в виде сеточки, то они вообще не считаются закрывающей одеждой. Ведь «даже если женщина покрыта одеждой, но такой тонкой, что через нее видно, – …поскольку видно, запрещено» (Хаей адам 4:3; Оз ве-адар левуша 6:8:2 от имени р. М. Файнштейна).

А юбка, которая прикрывает ноги сверху, должна быть как минимум на тефах (ок. 10 см.) ниже колена (Алихот бат Исраэль 4:9/25/; Оз ве-адар левуша 6:8:2-4 от имени р. Ш.-З. Ойербаха, р. Й.-Ш. Эльяшива и р. Ш. Вознера). Но даже если юбка достигает десяти сантиметров ниже колен, не следует использовать вместе с ней гольфы, не доходящие до колен, так как при сильном ветре, при беге или подобных резких движениях колени могут открыться, – но чулки должны закрывать колени (Алихот Шломо, Тфила 20, Двар алаха 12; Оз ве-адар левуша 6:14:1 от имени р. Ш.-З. Ойербаха и р. Й.-Ш. Эльяшива). А если юбка опускается на пятнадцать сантиметров ниже колен и более, то, согласно мнению ряда законоучителей, разрешено облегчить и использовать гольфы, не доходящие до колена (Оз ве-адар левуша 6:14:1).

Некоторые авторитетные законоучители утверждают, что платье должно закрывать всю ногу до щиколотки. Однако так поступать сегодня не принято (Алихот бат Исраэль 4:9). И все же в общинах, где большинство женщин выходит на улицу в длинных платьях, прикрывающих голени, но без чулок или гольфов, не следует упрекать тех, кто так поступает (Алихот Шломо, Тфила 20, Орхот алаха 22), – тем более в случае, когда платье закрывает ногу до самой щиколотки (р. Ш. Вознер, Шевет а-леви 5:77; Алихот бат Исраэль 4:9/27/).

В отношении женщины, которая в течение всего дня остается дома, можно облегчить и разрешить ей находиться среди своей семьи без чулок. Но все же во многих общинах, в которых поддерживаются высокие «стандарты» скромности, в этом отношении принято устрожать (Алихот бат Исраэль 4:9/28/; Алихот Шломо, Тфила 20, Орхот алаха 22).

По мнению ряда авторитетных законоучителей, в целях воспитания следует одевать девочку старше трех лет согласно законам скромности: рукава ниже локтя, чулки или колготки и т.п. (Бейт Барух 1, с. 97; Алихот бат Исраэль 4:3/7/). Но другие законоучители обязывают выполнять эти законы скромности, лишь начиная с возраста, когда девочка приобретает черты женственности, привлекающие взгляд мужчин (Хазон Иш, Орах хаим 16:8; Алихот бат Исраэль 4:13/41/ от имени р. Й.-Ш. Эльяшива; Оз ве-адар левуша 6:20:2). Принято считать, что для большинства этот возраст составляет шесть-семь лет (Алихот бат Исраэль 4:3/8; Оз ве-адар левуша 6:19:2). И если девочка младше шести лет носит чулки или колготки, покрывающие ноги полностью, то можно облегчить и надеть на нее короткую юбку. Но после шести-семи лет юбка должна покрывать колени, как и у взрослой женщины (Алихот бат Исраэль 4:10/30; Оз ве-адар левуша 6:19:2 от имени р. Й.-Ш. Эльяшива).

А перед отцом или братом девочка обязана следовать всем законам скромности, начиная с возраста в одиннадцать лет (Беур алаха 75, «Тефах мегуле»; Алихот бат Исраэль 4:3). И особенно тщательно необходимо следить за одеждой девочек, если их приводят в мужскую часть синагоги (Алихот бат Исраэль 4:12). [Примечание редактора: в этих случаях девочек нужно одевать в соответствии с самыми устрожающими мнениями, так как их может придерживаться часть молящихся].

(5) «Кандалы» для девушек

В Гемаре объяснено, что порой браслеты на двух голенях соединяли между собой цепочкой. Такие ножные браслеты, соединенные цепочкой, называли כְּבָלִים (кевалим) – буквально «оковы», «кандалы».

Эти «оковы» надевали на молодых девушек, чтобы укоротить их шаги и приучить их к женственной походке. В Гемаре рассказывается, что в Иерусалиме была семья, в которой девушки ходили очень широкими шагами, и из-за этого у них разрывалась девственная плева. Тогда им стали соединять цепочкой браслеты на голенях, наподобие «кандалов», чтобы они не могли делать чересчур широких шагов (Шаббат 63б).

Как поясняет Раши, в отличие от бирит – «подвязок», с помощью которых поддерживались чулки, кевалим «обслуживали» не другой предмет, а самого человека. Поэтому они были предметом – кли, принимающим нечистоту (Раши, Шаббат 63б), – по выражению мишны, они «нечисты». Причем, в таком случае нечистоту принимает не только цепочка, но и сами подвязки, ведь без них ее невозможно закрепить, и они становятся частями единого приспособления, называемого кевалим (Ритва, Шаббат 63б).

(6) Запрет мудрецов

Мудрецы запретили выходить с такими «оковами» в Шаббат во владение многих из опасения, как бы девушка не сняла золотую цепочку, чтобы показать подруге, а  затем не пронесла бы ее в руке по владению многих. Ведь, когда девушка отделит цепочку от браслетов, они по-прежнему останутся на месте. А значит, в данном случае она не будет бояться того, что чулки спадут, и соображения скромности ее не удержат (Раши, Шаббат 63б; р. Овадья из Бартануры). И даже если цепочка сделана не из золота, а из какого-то простого материала, девушка может показать ее подруге, которая тоже нуждается в подобном приспособлении, или просто снять ее на время из-за того, что в «оковах» неудобно ходить (Меири).

А согласно объяснению Рамбама, мудрецы запретили выходить в кевалим из опасения, что цепочка может упасть, а девушка поднимет ее и машинально пронесет по владению многих.

При этом Рамбам, подчеркивает, что и в бирит – браслете на голени – разрешено выходить только в том случае, когда он крепко охватывает ногу и не может упасть (Рамбам, Шаббат 19:5-6; Шулхан арух 303:15).

Перевод и комментарий «Дополнительная Душа» – рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=10826