Трактат Шаббат — Глава 3 — Мишна 3

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

594
трактат шаббат, трактат шабат

В этой мишне рассматривается вопрос о разогревании пищи в Шабат на таком материале, который сам разогрет огнем или лучами солнца.

Текст Мишны

 אֵין נוֹתְנִין בֵּיצָה בְּצַד הַמֵּחַם בִּשְׁבִיל שֶׁתִּתְגַּלְגֵּל. וְלֹא יַפְקִיעֶנָּה בְסוּדָרִין. וְרַבִּי יוֹסֵי מַתִּיר. וְלֹא יַטְמִינֶנָּה בְחוֹל וּבַאֲבַק דְּרָכִים בִּשְׁבִיל שֶׁתִּצָּלֶה:

Перевод Мишны

 Не кладут яйцо вплотную к раскаленному кипятильнику, чтобы оно сварилось. И не разбивают его, чтобы сделать яичницу на раскаленной от солнца ткани, а раби Йоси разрешает. И не погружают его в раскаленный песок и придорожную пыль, чтобы оно испеклось

Комментарий раби Овадьи из Бартануры

Не кладут в Шабат яйцо вплотную к кипятильнику – к медному кипятильнику, в котором разогревают на огне воду,(1) – чтобы оно сварилось, т.е. чтобы немного запеклось и сварилось хотя бы всмятку.(2)

И не разбивают его на ткани – на ткани, разогретой на солнце, чтобы оно испеклось.(3) Ведь мудрецы запретили готовить на том, что разогрелось на солнце, чтобы люди не стали готовить на разогревшемся на огне. А раби Йоси разрешает, так как, по его мнению, не запрещают готовить на разогретом лучами солнца ради того, чтобы не стали готовить на разогревшемся от огня. Но закон не соответствует мнению раби Йоси.(4)(5)

Не погружают его в песок и придорожную пыль, которые раскалились на солнце.(6) В этом случае не разрешает и раби Йоси, так как он запрещает разогревать в песке, чтобы не стали разогревать в золе. Ведь и в то и в другое принято погружать [пищу, чтоб она разогрелась], и человек может сказать: «Какая мне разница – что зола, что песок?!» А возможно, раби Йоси запретил также из опасения, как бы придорожную пыль не сдвинули с ее места. Ведь там может не оказаться достаточно сыпучего песка, и начнут сдвигать плотную землю, тем самым совершая действие, производное от [запрещенной в Шабат] работы «пахать».(7)(8)

Комментарий «Дополнительная душа»

(1) Сосуд для разогревания воды

Рамбам поясняет, что а-мейхам, о котором говорится в данной мишне, –  это медный или железный сосуд, в котором разогревают воду. И даже после того, как его сняли с огня, он еще остается очень горячим (Перуш а-мишнайот, Шабат 3:3).

В комментарии Раши этот сосуд назван «кумкумус» (Раши, Шабат 38б), а рав Овадья из Бартануры называет его просто «кумкум» (отсюда и современное слово кумкум – «чайник»).

В данной мишне подразумевается, что яйцо «не кладут …вплотную к раскаленному кипятильнику» даже после того, как он уже снят с огня (Тосафот Йом-Тов).

Такой источник тепла, который разогрелся на огне, но уже снят с него, называют «порождением огня» (толдот а-ур). А варка с помощью «порождения огня» приравнивается в Шабат к варке на самом огне. И нарушитель подлежит такому же наказанию, как и варивший на огне (Рамбам, Шабат 9:2; Шулхан арух 318:3, Мишна брура 17).

(2) Вращается, как волчок

Сырое яйцо обычно вращается намного хуже, чем варенное. И если сырое яйцо приложить к раскаленному металлическому сосуду, оно хотя и не сварится полностью, но все же достигнет такого состояния, когда будет вращаться, как волчок – почти как полностью сваренное яйцо. Поэтому в данной мишне употреблено выражение бишвиль ше-титгалгель – «чтобы оно сварилось» – буквально: «чтобы оно стало вращаться» (Хахмат Маноах, Шабат 38б).

И поэтому яйцо, которое сварилось лишь до состояния «всмятку», называется в Талмуде «мегульгелет» (буквально – «вращающееся») (Раши, Шабат 38б и Эрувин 41а). А варку яйца называют гилгуль («вращение») – ведь из того, что яйцо хорошо вращается, можно заключить, что оно сварилось (Сефер А-Арух). Причем, яйцо, прислоненное к снятому с огня кипятильнику, способно довариться лишь до той малой степени готовности, когда оно начинает лучше вращаться (см. Ритва, Шабат 38б, «Ве-ло ятминена»). Но в отношении яйца даже такая начальная степень приготовления считается «варкой» и запрещена в Шабат по закону Торы, ведь яйцо в таком виде вполне пригодно в пищу (Шабат 38б, р. Хананель и Рашаш; Рамбам, Шабат 9:2).

В более общем плане яйцо относится к категории быстро варящихся продуктов, которые называют калей а-бишуль («легко варимые») (Хазон Иш 52:19). Подробнее о законах, связанных с такими продуктами, смотрите в комментарии к мишне 22:2.

(3) Разбивать или завертывать?

Согласно объяснению Раши, слова мишны ве-ло яфкиэна ве-сударин подразумевают запрет разбивать сырое яйцо над разогретой на солнце тканью, чтобы оно испеклось на этой раскаленной поверхности (Раши, Шабат 38б). Подобным же образом объясняет рав Овадья из Бартануры, и в соответствии с этой интерпретацией выполнен перевод самого текста мишны.

Согласно этому объяснению, слово яфкиэна – «разбивают его» образовано от корня פקע со значением «раскололся», «сломался», «треснул». А слово судар обычно подразумевает головную накидку, которую носили в эпоху Мишны и Талмуда женатые мужчины (см. ВТ, Кидушин 29б). Возможно, эта накидка была похожа на куфию, которой до нашего времени пользуются арабы. Впрочем, в данной мишне подразумевается любой кусок ткани, разогретый на солнце, – а судар упомянут лишь в качестве примера.

Однако некоторые авторитетные комментаторы истолковывают выражение ве-ло яфкиэна ве-сударин совершенно иначе: имеется в виду запрет завертывать целое сырое яйцо в разогретую на солнце ткань, чтобы сварить его до такой степени, когда оно может легко кружиться. По этому толкованию, слово яфкиэна образовано от того же корня פקע, но с другим значением – «завернул», «скатал в клубок». Для того, чтобы сварить яйцо в будний день, эту процедуру повторяли несколько раз: яйцо завертывали в раскалённую ткань, а тем временем разогревали на солнце другой кусок ткани и заменяли им первый, уже несколько остывший, кусок (Сефер А-Арух; Меири, Шабат 38б).

(4) «Порождение огня» и «порождение солнца»

В Гемаре разъяснено, что варить в Шабат на «порождении огня» (т.е. на том, что разогрелось на огне) запрещено по всем мнениям – и, соответственно, даже, по мнению раби Йоси, «не кладут яйцо вплотную к раскаленному кипятильнику, чтобы оно сварилось». Спор идет лишь о том, разрешено ли готовить пищу на каком-либо материале, который разогрелся не на огне, а на солнце – например, запекать яичницу «на раскаленной от солнца ткани». Большинство мудрецов считает, что это следует запретить, чтобы люди не стали готовить в Шабат и на том, что разогрето огнем (Шабат 39а). Ведь если разрешить готовить пищу на материале, разогретом на солнце, то увидевший такую варку может по ошибке подумать, что этот материал (например, металлический лист) разогрет не на солнце, а на огне. Тогда он решит, что готовить на «порождении огня» разрешено и нарушит запрет Торы (Раши; см. также выше – коммент. 1).

Но раби Йоси такой ошибки не опасается, и поэтому он разрешает готовить на ткани (или на любой иной плоской поверхности), разогретой на солнце (Шабат 39а; см. комментарий р. Овадьи из Бартануры).

Однако закон определен в соответствии с мнением большинства мудрецов: готовить на раскалённой солнцем поверхности (в частности, на ткани) запрещено. Это запрет мудрецов, но запрет Торы при этом не нарушается (Рамбам, Шабат 9:3; Шулхан арух 318:3).

(5) Под лучами солнца и в микроволновой печи

Вместе с тем, разогревать пищу под жаром самого солнца разрешено даже по мнению большинства мудрецов (Шабат 39а) – ведь «солнце с огнем не перепутают» (Раши; Шулхан арух 318:3, Мишна брура 21).

В этой связи, законоучители рассматривают вопрос: разрешено ли вскипятить воду в сосуде, если с помощью призмы (например, лупы) концентрируют на нем солнечные лучи? В плоскости практического закона принято устрожать и рассматривать такой источник тепла в качестве «порождения солнца» (толдот хама), а готовить разрешено лишь непосредственно под лучами самого солнца (без всяких концентрирующих приспособлений) (Орхот Шабат 1, 1:4/5/).

Раши указывает причину, по которой, согласно закону Торы, в Шабат разрешено варить под лучами самого солнца: в будние дни на солнце не принято варить пищу, и поэтому это – «не способ варки» (Раши, Шабат 39а; см. также далее – коммент. к мишне 22:4). Некоторые авторитетные законоучители делают из этого объяснения Раши вывод: если бы на солнце было бы принято готовить в будние дни, то тогда в Шабат это было бы запрещено из Торы в качестве работы «варить» – ведь тогда бы это был обычный «способ варки». Поэтому эти законоучители считают, что варить на микроволновой печи запрещено в Шабат согласно закону Торы (ми-де-орайта), хотя в такой печи варят с помощью особого излучения, которое не является ни «порождением огня», ни «порождением солнца», и в этом смысле оно похоже на солнечные лучи. Но поскольку в будние дни на микроволновой печи принято варить, то это – обычный способ варки, запрещенный в Шабат из Торы (р. М. Файнштейн, Игрот Моше, Орах хаим 3, 52; Орхот Шабат 1:6).

Однако р. Ш.-З. Ойербах полагал, что, даже если бы на солнце было принято готовить в будние дни, все равно в Шабат это не было бы запрещено из Торы (но, вероятно, это запретили бы мудрецы). Поэтому и на микроволновой печи не запрещено готовить из Торы, но запрещено мудрецами (Минхат Шломо 1, 12/4/).

(6) В песке и в придорожной пыли

Как уже указывалось, мудрецы запрещают варить на том, что разогрето огнем из опасения, как бы человек не подумал, будто этот материал (например, лист металла) разогрет на огне и разрешено варить на «порождении огня» (см. выше – 4).

Но если так, то почему же мудрецы запретили запекать яйцо «в раскаленном песке» или в «придорожной пыли»? Ведь в этих случаях невозможно подумать, будто песок или пыль разогреты огнем, но все понимают, что они раскалены солнцем – а значит, ошибка исключена!

В этой связи объясняется, что когда мудрецы выносят постановление, оно имеет универсальный характер и охватывает весь круг определенных явлений – в данном случае, все материалы, разогретые на солнце, в том числе и те, которые невозможно спутать с разогретыми на огне (р. Э.-М. А-Леви Горовиц, Шабат 39а).

(7) Почему запрещает раби Йоси?

Но почему раби Йоси, который оспаривает запрет мудрецов в отношении «раскаленной от солнца ткани», в данном случае тоже запрещает варить яйцо «в раскаленном песке и придорожной пыли»? Ведь из построения мишны ясно видно, что последнее постановление он не оспаривает!

В чем же отличие раскаленного на солнце песка от раскаленной ткани?

На этот вопрос в Гемаре дано два ответа.

Согласно первому мнению (его выражает Раба), раби Йоси запрещает «погружать» яйцо в песок потому, что это подобно закутыванию в золу (Шабат 39а). А закутывание в золу – это варка, запрещенная Торой, ведь зола – это «порождение огня» (т.е. она приобрела свой жар от огня). И раби Йоси запрещает разогревать в песке, чтобы не стали разогревать в золе. Ведь и в золу, и в песок в будние дни принято погружать пищу, чтоб она разогрелась, и если разрешить погружать в песок, человек ошибочно заключит: «Раз разрешено в песок, значит, разрешено и в золу». Поэтому необходимо запретить «погружать» и в песок (Раши). Но раскаленные на солнце поверхности (например, ткань или металлический лист) не похожи на золу, и на них раби Йоси разрешает «варить», так как, в отличие от большинства мудрецов, он не опасается, что по ошибке подумают, будто эти поверхности разогреты на огне.

Согласно второму мнению (оно приведено в Гемаре от имени рава Йосефа), раби Йоси запрещает «погружать» яйцо в песок или в придорожную пыль из опасения, как бы их не сдвинули со своего места (Шабат 39а). Ведь там может не оказаться достаточно сыпучего песка, и тогда начнут сдвигать более плотную землю, образовав ямку (Раши), а  такое действие является запрещенной в Шабат работой «пахать» (см. комментарий р. Овадьи из Бартануры). Но в отношении твердых поверхностей (таких как ткани или металл), подобного опасения не существует.

Эти два объяснения могут привести к различным законодательным выводам. В месте, где есть много очень мелкого и сыпучего песка, по Рабе «погружать» яйцо все равно запрещено, ведь погружение в такой песок тоже похоже на погружение в золу. Но по раву Йосефу это разрешено, ведь такой мелкий и сыпучий песок даже не нужно двигать – яйцо само утопает в нем (см. Шабат 39а, Раши; см. Тосафот, «Мипней»).

А есть объясняющие опасение «как бы их не сдвинули со своего места» иначе: поскольку придорожная пыль и песок имеют в Шабат статус «мукце», их вообще запрещено двигать. Но положить яйцо в мелкий и сыпучий песок, который не надо двигать, – разрешено (Тосафот, Шабат 39а, «Мипней).

И, возможно, оппоненты раби Йоси тоже согласны с этими объяснениями. Но для них не нужны никакие дополнительные причины, так как, с их точки зрения, «варка» в раскаленном песке подпадает под общий запрет варить на том, что раскалено солнцем (см. Рашба, Шабат 39б, «Ве им томар»).

(8) Является ли погружение яйца в песок запрещенным «закутыванием»?

Комментаторы рассматривают очень интересный вопрос: если яйцо «погружают» в раскаленный песок, то на, первый взгляд, это является закутыванием в материал, «добавляющий тепло» (давар а-мосиф hэвель). А в первой мишне следующей, четвертой, главы этого трактата разъяснено, что закутывать пищу во что-либо «добавляющее тепло» запрещено даже в канун Шабата – и уже тем более, в сам Шабат. И в той же мишне раскаленный солнцем песок приведен в качестве примера добавляющих тепло материалов! (см. коммент. к 4:1, а также выше – коммент. 17 к мишне 2:7). А если так, то почему же в Гемаре изыскивают дополнительные причины, по которым «не погружают» яйцо «в раскаленный песок и придорожную пыль»?

Объяснение заключается в следующем: запрет «закутывать» относится только к уже приготовленной пище, которую закутывают, чтобы сохранить тепло. Но погружение холодного и сырого яйца в песок, «чтобы оно испеклось» – это не «закутывание» (см. Тосафот и Рашба, Шабат 39а).

Поэтому, если бы для запрета не было двух других причин (см. выше – 7), раби Йоси разрешал бы запекать яйцо в горячем песке (Раши и Пней Йеошуа, Шабат 39а). Но для большинства мудрецов это было бы запрещено в любом случае, потому что они запретили готовить на том, что разогрелось на солнце из опасения, как бы люди не стали готовить на каком-либо материале, разогревшемся на огне (см. Шулхан арух 318:3, Мишна брура 20).

Перевод и комментарий «Дополнительная душа» – рав Александр Кац.


http://www.beerot.ru/?p=53638