Трактат Шаббат — Глава 7 — Мишна 3

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

3075
трактат шаббат, трактат шабат

Глава седьмая. Мишна третья

Последней из 39 основных работ, названных в предыдущей мишне, является работа «выносить из одного владения в другое» – из «частного владения» во «владение многих» или наоборот. А в этой мишне обсуждается, за перенос каких вещей из одного субботнего владения в другое нарушитель несет ответственность по закону Торы.

Это обсуждение будет продолжено в последней, четвертой, мишне этой главы, а также в последующих, восьмой, девятой и десятой, главах.

וְעוֹד כְּלָל אַחֵר אָמְרוּ. כָּל הַכָּשֵׁר לְהַצְנִיעַ וּמַצְנִיעִין כָּמוֹהוּ וְהוֹצִיאוֹ בַשַּׁבָּת, חַיָּב עָלָיו חַטָּאת, וְכָל שֶׁאֵינוֹ כָשֵׁר לְהַצְנִיעַ וְאֵין מַצְנִיעִין כָּמוֹהוּ וְהוֹצִיאוֹ בַשַּׁבָּת, אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא הַמַּצְנִיעוֹ:

Сказано еще одно правило: всё, что достойно хранения и подобное хранят – если вынес это в Шаббат, то обязан принести за это грехоочистительную жертву. А всё, что недостойно хранения и подобное не хранят – если вынес это в Шаббат, то обязан принести жертву только хранящий такую вещь.

Комментарий рава Овадьи из Бартенуры

Всё, что достойно хранения – т.е. это пригодно для нужд человека. И подобное хранят – это имеется в таком количестве, что есть смысл сохранить (1). Обязан только хранящий – если это стало дорогим для одного человека, и он это хранит, то он обязан принести жертву за вынос, если вынес это [в Шаббат]. Но другой человек не обязан приносить жертву за вынос этого, так как для него – это не работа (2).

 Комментарий «Дополнительная душа»

(1) «Всё, что достойно хранения»

В этой мишне указано, что искупительную жертву за вынос предмета из одного субботнего владения в другое (т.е. из частного владения во владение многих или наоборот), должен принести только тот, кто вынес вещь, которая «достойна хранения» и «подобное хранят».

Раши поясняет, что выражение «достойно хранения» (הַכָּשֵׁר לְהַצְנִיעַ – а-кашер леацниа) подразумевает «пригодное для нужд человека» (Раши, Шаббат 75б; см. коммент. р. Овадьи из Бартануры). Именно поэтому это хранят, чтобы потом использовать.

Рамбам добавляет, что это такие вещи, которые сразу не портятся – и поэтому есть смысл их хранить («Перуш а-Мишнайот», Шаббат 7:3).

А дополнительное указание на то, что «подобное хранят», призвано подчеркнуть: эта вещь такой величины, что ею можно воспользоваться, и поэтому есть смысл ее хранить (Раши, Шаббат, 75б; см. коммент. р. Овадьи из Бартануры). Минимальные размеры различных вещей, за вынос которых нарушитель ответственен по закону Торы, обсуждаются в последней мишне этой главы, а также в двух последующих главах.

Рамбам объясняет выражение «подобное хранят» несколько иначе: имеются в виду вещи, которые «принято хранить». Ведь есть такие предметы, которыми пользуются, но их не хранят, потому что в той местности они всегда и везде под рукой («Перуш а-Мишнайот», Шаббат, 7:3).

Если человек по ошибке вынес такую вещь в Шаббат (например, он не знал, что Шаббат уже наступил, или забыл, что в Шаббат нельзя выносить), то в период Храма для искупления своего невольного греха он должен был принести грехоочистительную жертву – хатат. А если запрет Торы был нарушен умышленно, то нарушитель подлежит соответствующему наказанию – «от рук Небес», а в период Храма он мог быть приговорен к смертной казни по решению суда (см. Рамбам, Шаббат, 18:22).

И даже если такую вещь вынес богач, который сам никогда не хранит подобных вещей и в таких размерах, все равно за свой вынос он ответственен по закону Торы – ведь достаточно того, что большинство людей такие вещи хранят (Раши, Шаббат, 75б). А если одно из названных условий не соблюдено – например, эта вещь «не достойна хранения» или «подобное не хранят» (потому что эта вещь слишком мала), – тогда искупительную жертву не приносят и за умышленное нарушение не наказывают («Магид Мишнэ», Шаббат, 18:22). Но и в этом случае выносить запрещено из Торы. Ведь если человек выносит меньшее количество, чем то, за которое он обязан принести жертву (такую часть минимальной нормы называют хаци шиур – буквально «половина нормы»), все равно запрещенная работа при этом совершена. И так же в отношении любой запрещенной в Шаббат работы: хаци шиур тоже запрещен Торой – например, писать или стирать одну букву, несмотря на то, что искупительная жертва должна быть принесена лишь за две буквы (Раши, Шаббат, 74а; «Беур Алаха» 340:1, «Аль штей сеарот»; см. также Йома, 74а).

(2) Особый случай

Если некий человек считает для себя очень ценной такую вещь, которая, по мнению большинства людей, «недостойна хранения» и «подобное не хранят», но он ее хранит – тогда за умышленный вынос этой вещи в Шаббат он подлежит наказанию, а за невольное нарушение должен принести искупительную жертву. Ведь для него – это вещь, которая «достойна хранения».

Но если другой человек вынес такую вещь, то, согласно закону Торы, он освобожден от наказания, а при неумышленном нарушении не должен принести жертву. Ведь для большинства людей эта вещь не соответствует критериям, указанным в этой мишне (Раши, Шаббат, 75б; Рамбам, Шаббат, 18:22; см. коммент. р. Овадьи из Бартануры).

Перевод и комментарий: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=84532