Понимание святого языка — Некоторые виды молитв, встречающиеся в Пасхальной Агаде

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2414

צעקה (זעקה, נאקה), שועה

«И кричали сыны Израилевы от работы и вопили, и вопль их от работы восшел к Б-гу…» (Шмот, 2:23).

וַיָּמָת מֶלֶךְ מִצְרַיִם וַיֵּאָנְחוּ בְנֵי יִשְׂרָאֵל מִן הָעֲבֹדָה וַיִּזְעָקוּ וַתַּעַל שַׁוְעָתָם אֶל הָאֱלֹקים מִן הָעֲבֹדָה

«И возопили мы к Г-споду, Б-гу отцов наших, и услышал Г-сподь голос наш …» (Дварим, 26:7).

וַנִּצְעַק אֶל יי אֱלֹקי אֲבֹתֵינוּ וַיִּשְׁמַע יי אֶת קֹלֵנוּ וַיַּרְא אֶת עָנְיֵנוּ וְאֶת עֲמָלֵנוּ וְאֶת לַחֲצֵנו

צעקה (цаака) – крик – это молитва, вырывающаяся с большой мощью из бушующей от беды души человека, когда нет больше сил подбирать подходящие слова, и наружу вырываются лишь крики от боли. Такая молитва имеет особую силу и очень дорога Всевышнему, поэтому никогда не остается безответной.

Цаака – это когда человек только кричит, он не в состоянии что-либо говорить. Цаака может быть также безмолвной, только в сердце. Сказал раби Берахья: «Когда сказал Всевышний пророку Шмуэлю, что пожалел Он, что поставил Шауля царем над Израилем, то Шмуэль оставил все и «цаак» ко Всевышнему всю ночь, ибо знал, что молитва эта очень близка к Б-гу, ближе других». Цаака и (זעקה) заака – это та же молитва.

נאקה (наака) – стенание.

«И услышал Б-г стенание их, и вспомнил Б-г завет свой с Авраамом, Ицхаком и Яаковом» (Шемот, 2:24).

וַיִּשְׁמַע אֱלֹקים אֶת נַאֲקָתָם וַיִּזְכֹּר אֱלֹקים אֶת בְּרִיתוֹ אֶת אַבְרָהָם

Пишет Раши, что наака – это та же цаака. И видится, что наака не совсем относится к молитве, ведь не сказано, что евреи молились в стенаниях (наака) к Всевышнему, а что сам Всевышний услышал их стенания. Это не молитва, а стоны, доносящиеся от человека, у которого не осталось физических сил, когда все, что он в состоянии сделать – это лишь направить свои стоны к Всевышнему.

שועה (шава) – вопль.

«…и вопль (שועה) их от работы восшел к Б-гу…» (Шмот, 2:23).

Шава – это просьба о милосердии, когда горечь от беды велика. Это похоже на истерию, когда человек не в состоянии контролировать себя, и плачет, произнося множество просьб.

В действительности, такое состояние, когда человек не в состоянии открыть уста, чтобы произнести молитву, случается нередко. Иногда из-за величины горечи, иногда из-за ощущения, что он находится слишком далеко от Всевышнего и не достоин приблизиться к Нему. Но посмотрите, на что это похоже? Это можно сравнить с человеком, ищущим залежи дорогих ископаемых, который почти достиг желанного, но на его пути оказалась твердая порода, которую он никак не может осилить. Он оставляет свою затею и идет искать новое место. Глупец! Ведь твердая порода – это и есть те залежи, которые ты так стремился обнаружить, а ее твердость и есть признак правильного пути! Так и в случае с молитвой: сам факт того, что ты дошел до состояния разбитого сердца и не в силах открыть уста от боли, и есть состояние, когда у молитвы есть больше всего шансов быть услышанной. И нужно кричать, даже если не в состоянии произнести слова.

Всевышний создал нас так, что когда приходят большие страдания, мы начинаем кричать против своей воли, не в силах остановиться. И это – великая милость со стороны Всевышнего, потому что всякий крик и стон, если направлен к Небесам, засчитывается молитвой и не останется не услышанной.


http://www.beerot.ru/?p=13063