Понимание святого языка — Плащ пророка Элияу

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2143

אדרת (адерет) – меховой плащ. «И вышел первый: красный, весь как плащ волосатый (כְּאַדֶּרֶת שֵׂעָר); и нарекли ему имя Эйсав» (Берешит, 25:25).

«И заметив в добыче один прекрасный меховой плащ шинарский (אַדֶּרֶת שִׁנְעָר), и двести шекелей серебра, и один слиток золота весом в пятьдесят шекелей…» (Йеошуа, 7:21).

Адерет Элияу

«И взял Элияу свой меховой плащ (אַדַּרְתּוֹ), и свернул, и ударил воды, и расступились они туда и сюда, и перешли они оба посуху» (Млахим 2, 2:8).

Комментируя это место, Мальбим пишет, что если отойти от простого смысла и попробовать пояснить это на языке аллегорий, то вот как видится произошедшее с пророком Элияу. Во время вознесения на Небеса его тело очистилось, и отделились от него две материальные основы человека – прах и вода. И из всех прежних составляющих остались лишь две – огонь и дух. Благодаря этому стало возможным его вознесение на Небеса внутри воздушного вихря. Это же новое состояние позволило пророку остаться на Небесах, в духовных мирах.

Человек состоит из четырех основ – духа, огня, воды и праха. По природе вещей, вода и прах тянут человека вниз, а дух и огонь – всегда стремятся вверх. Для того чтобы подняться на Небеса, пророк Элияу должен был избавиться от двух «тяжелых» составляющих своего тела – воды и праха.

Когда пророк убегает в пустыню от преследования царицы Изевель, то в какой-то момент он обессиливает и теряет сознание. Его будит ангел Всевышнего и буквально заставляет его пить и есть обугленную лепешку. Поясняет Мальбим, что съев обугленную лепешку, пророк Элияу смог «аннулировать» основу праха в своем теле. Но еще оставалась основа воды. Для того чтобы избавиться и от этого «тяжелого» материального компонента своего тела, «…взял Элияу свой меховой плащ (אַדַּרְתּוֹ)», который был олицетворением материального облачения, «и свернул (וַיִּגְלֹם)» – снял его с себя, и «ударил воды» – подчинил природу своего тела Б-жественным желаниям, и «аннулировал» основу воды в себе. И только тогда: «…и расступились они туда и сюда, и перешли они оба посуху». Все произошедшее объясняется так: когда человек совершает великие исправления самого себя, то он удостаивается чуда. Но после того, как с человеком происходит чудо в его личном, «малом» мире, его переполняют новые силы, позволяющие ему изменять природу вокруг себя, уже в мире «большом». И это похоже на два музыкальных инструмента, гармонично сочетающихся во время одновременной игры.

Когда же была «аннулирована» основа воды в теле Элияу, то немедленно появились огненные кони, и пророк поднялся на Небеса в вихре. Это те две легкие составляющие основы человека – дух и огонь, которые увлекли пророка Элияу на Небеса. «И отделили они одного от другого» – отделили душу от тела. Это стало возможным благодаря тому, что пророк превратил свое материальное тело в подобие одежды, в которую облачена его душа. И в момент вознесения в духовные миры, когда душа отделилась от тела, на землю упал меховой плащ Элияу. Меховой плащ, олицетворявший материальное облачение, в котором теперь не было необходимости, потому что отныне пророк Элияу был окутан Б-жественной святостью, словно небесный ангел.


http://www.beerot.ru/?p=23161