Понимание святого языка — Уставы, законы, суды

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

540

«Пусть они омывают руки свои и ноги свои, чтобы им не умереть. И да будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их» (Шмот, 30:21).

«וְרָחֲצוּ יְדֵיהֶם וְרַגְלֵיהֶם וְלֹא יָמֻתוּ וְהָיְתָה לָהֶם חָק עוֹלָם לוֹ וּלְזַרְעוֹ לְדֹרֹתָיו»

חק, משפט, דין

1. Слово חק (חוקים) указывает на законы, принятые в определенном месте или государстве, корни и смысл которых непостижимы для здравого смысла. Смысл и причины этих законов известны лишь самому законодателю, который устанавливает их по собственному желанию.

«И поставил Йосеф законом (לְחֹק) земле Египетской до сего дня: пятую часть давать Паро, одна только земля жрецов не досталась Паро» (Берейшит, 47:26).

«וַיָּשֶׂם אֹתָהּ יוֹסֵף לְחֹק עַד הַיּוֹם הַזֶּה עַל אַדְמַת מִצְרַיִם לְפַרְעֹה לַחֹמֶשׁ רַק אַדְמַת הַכֹּהֲנִים לְבַדָּם לֹא הָיְתָה לְפַרְעֹה»

«И было, к концу двух месяцев возвратилась она к отцу своему, и совершил он над нею обет свой, который дал, и не познала она мужа. И стало обычаем (חֹק) у Израиля: из года в год ходили дочери Израилевы оплакивать дочь Ифтаха Гиладянина четыре дня в году» (Книга Судей, 11:39).

«וַיְהִי מִקֵּץ שְׁנַיִם חֳדָשִׁים וַתָּשָׁב אֶל אָבִיהָ וַיַּעַשׂ לָהּ אֶת נִדְרוֹ אֲשֶׁר נָדָר וְהִיא לֹא יָדְעָה אִישׁ וַתְּהִי חֹק בְּיִשְׂרָאֵל מִיָּמִים יָמִימָה תֵּלַכְנָה בְּנוֹת יִשְׂרָאֵל לְתַנּוֹת לְבַת יִפְתָּח הַגִּלְעָדִי אַרְבַּעַת יָמִים בַּשָּׁנָה»

חוקי השם (Хукей Ашем – законы Всевышнего) являются частью Торы и обозначают законы, входящие в раздел заповедей между человеком и Всевышним. Это заповеди, у которых нет видимой причины и смысла, как например – Шаббат, шаатнез, килаим, красная корова и другие. Нередко природа человека противится их принятию из-за отсутствия, на первый взгляд, логичного объяснения. В соответствии с этим חק, который относится к Всевышнему, означает, что смысл этих законов доступен Высшему разуму, а не земному, человеческому. Но мудрецы, изучая Тору, постигают также и смысл хуким.

Принятие חוקי השם (законы Всевышнего) построено на вере, потому что они являются проявлением Высшего разума, и в них заложены высшие тайны, необходимые для цельности еврейской души. Кроме того, Всевышний обязал нас (и тем самым дал возможность) нести исправление в мир.

«И священник, помазанный на место его из сынов его, должен совершать это; это постановление вовеки (חָק עוֹלָם)» (Ваикра, 6:15).

«וְהַכֹּהֵן הַמָּשִׁיחַ תַּחְתָּיו מִבָּנָיו יַעֲשֶׂה אֹתָהּ חָק עוֹלָם לַידֹוָד כָּלִיל תָּקְטָר»

2. Мишпатим (משפטים) это законы государств, существования которых требует здравый смысл. Их смысл и необходимость доступны думающему человеку с «прямым разумом».

משפטי תורה (мишпетей Тора – законы и суды Торы) находятся в области заповедей, касающихся отношений между человеком и его ближним. Их смысл и причины в основном понятны (однако в них могут быть детали, относящиеся к скрытой сфере – Хуким).

«Он творит суд (מִשְׁפַּט) сироте и вдове и любит пришельца, доставляя ему хлеб и одежду…»

«עֹשֶׂה מִשְׁפַּט יָתוֹם וְאַלְמָנָה וְאֹהֵב גֵּר לָתֶת לוֹ לֶחֶם»

3. דין (דינים). Слово дин – суд – указывает на утверждения и претензии оппонентов, представленные на рассмотрение судьи. Поэтому и называется рассматривающий их тяжбу – דיין (даян, т. е. судья).

«Праведник умеет (творить) суд (דִּין) убогим, нечестивый не постигает знания» (Мишлей, 29:7).

«יֹדֵעַ צַדִּיק דִּין דַּלִּים רָשָׁע לֹא יָבִין דּעת»

דיני תורה (диней Тора) наши мудрецы разделяют на три группы:

а) Законы (алахот), которые зависят от человеческого разума и знаний. Например, такие как расчет новомесячья и праздников, зависящие от знания движения небесных тел и других законов астрономии.

б) Законы (алахот), у которых нет источника в Письменной Торе, но которые были получены на горе Синай, так называемые «Алаха ле-Моше ми-Синай». Например, все размеры, черный цвет ремешков тфилина, третья стена в сукке шириной в тефах (ширина ладони), и многие другие.

в) Законы (алахот) Торы, выявляемые путем различных правил толкования Торы (например, каль ва-хомер и др.), а также законы, устанавливаемые на основании правил грамматики святого языка.


http://www.beerot.ru/?p=53268