ТАНАХ рассказывает — Мегилат Рут — «Потому что не молился за свое поколение»

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2366
Книга Рут с комментарием Виленского Гаона

«Потому что не молился за свое поколение»

«И было, в те дни, когда правили судьи и (когда) был в стране голод, один человек из Бэйт-Лехема Иудейского ушел, чтобы пожить на полях Моавитских, – он, и жена его, и двое его сыновей.  А имя того человека Элимелех, и имя жены его Наоми, а имена двух сыновей его Махлон и Килйон; (были они) Эфратеяне из Бэйт-Лехема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и стали (жить) там» (Мегилат Рут, 1:1-3).

Когда начался голод, Элимелех со своей семьей покидает землю Израиля и уходит жить в поля Моава. Элимелех был не только судьей и лидером в своем поколении, но также очень состоятельным человеком. Некоторые комментаторы предлагают нам простое объяснение поступков Элимелеха: голодные евреи приходили в его дом, чтобы получить еду, и Элимелех понял, что очень скоро средства закончатся, поэтому он решает покинуть землю Израиля, чтобы сохранить свое состояние.

В трактате Бава Батра приводится другая точка зрения о нем и о его сыновьях. Они были «гдолей а-дор», буквально – величайшие в своем поколении, а это значит, что все свои поступки они совершали исключительно в соответствии с предписаниями Торы, и если они решили уйти, то, наверняка, были движимы не меркантильными, а гораздо более серьезными соображениями.

Так что же побудило Элимелеха принять такое решение?

Голод не был просто наказанием от Всевышнего за грехи народа. Он явился результатом духовного состояния народа Израиля. Говорят мудрецы, что наш мир постоянно обновляется. Но обновляется он не автоматически, а только когда евреи обновляются в духовном плане, раскаиваясь в совершенных проступках. Когда обновляются евреи – обновляется и мир. Когда же евреи грешат, не стремясь исправить себя, мир перестает обновляться автоматически: прекращает снисходить изобилие, и голод является естественным результатом духовного разложения. Элимелех видел, что евреи не пытаются исправить себя, ведь намного проще прийти к богачу и попросить еды. Тогда Элимелех решил покинуть Иудею и лишить евреев последнего источника существования, чтобы заставить задуматься над истинной причиной бедствия и раскаяться.

Но семью Элимелеха настигло наказание. Вначале он теряет имущество, а позже умирает его сыновья и он сам. Если своими поступками Элимелех стремился помочь своему народу, то за что был наказан? В чем он заблуждался?

В Мидраш Раба говорится, что расчет Элимелеха не учитывал одной детали: оставив свой народ, он стал причиной их полного отчаяния. Пусть они судили своих судей и не стремились исправить свои поступки, но они знали, что есть праведники в их поколении, а, значит, есть и какие-то заслуги, есть надежда. Но с уходом семьи Элимелеха их покинула последняя надежда.

Другое мнение, приведенное в трактате Бава Батра, говорит, что единственной причиной наказания Элимелеха было то, что он и его семья покинули границы Святой Земли. То есть, даже если у тебя есть правильный расчет, зачем покидать землю Израиля? Уйди в провинцию, где тебя не знают, но останься в Святой Земле.

По третьему мнению в той же гемаре причина была иной. Спасаясь от голода, можно покидать землю Израиля, и в Танахе описано много таких случаев. Тогда в чем же был проступок? В том, что они не просили у Всевышнего, чтобы Он смилостивился над народом Израиля. Элимелех не сделал то, что сделает после него следующий судья – Боаз, который будет молиться за свой народ, и Всевышний, услышав его молитвы, отменил наказание, и голод прекратился.


http://www.beerot.ru/?p=4719