ТАНАХ рассказывает — Мегилат Эстер — «Шошанат Яаков»

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3156

«Шошанат Яаков»

1. И в Йом Кипур, и в Пурим важную роль играет жребий. В Йом Кипур жребий использовался для выбора козла для жертвоприношения, а день Пурима сам был выбран путем жребия.

В Пиркей де Раби Элиэзер описывается процесс обмана Сатана в Йом Кипур. Мы берем двух козлов. Один предназначается Всевышнему, а другой – Сатану. Цель этого отбора – перехитрить Сатана и создать у него иллюзию, что ему полагается такая же жертва, как и Всевышнему. Видя такое «уважительное» отношение, он перестает выступать в роли обвинителя. Перехитрив Сатана, мы возлагаем на его козла все грехи народа Израиля и сбрасываем со скалы.

2. «И сказала Эстер: если угодно (будет) царю, пусть придет сегодня царь с Аманом на пир, который я для него приготовила. И отвечала Эстер, и сказала: желание мое и просьба моя: «если снискала я милость в глазах царя, и если угодно царю исполнить желание мое и выполнить просьбу мою, то пусть придет царь с Аманом (и завтра) на пир, который я приготовлю для них, и завтра сделаю я по слову царя». И вышел Аман в тот день веселый и благодушный».

Говорят наши мудрецы, что в Мегилат Эстер ни разу не упомянуто имя Всевышнего. Сделано это для того, чтобы намекнуть нам на то состояние, которое было во времена, предшествовавшие Пуриму – это было время, когда сбылось сказанное в стихе: «А Я совершенно сокрою (даже от Израиля) лицо Мое в тот день за все зло, которое он сделал, когда обратился к богам иным» (Дварим 31:18).

Но Всевышний упоминается в Мегилат Эстер. Известно правило – когда написано «царь Ахашверош», речь идет действительно об Ахашвероше. Но когда написано только слово «а-мелех» – царь, то в таком случае речь идет о Всевышнем. «… Пусть придет царь с Аманом (и завтра) на пир, который я приготовлю для них, и завтра сделаю я по слову царя. И вышел Аман в тот день веселый и благодушный».

Эстер приглашает Всевышнего и Амана (Сатана) на пир. И понято, почему Аман вышел веселый и благодушный, потому что он ошибочно посчитал, что все для него складывается благополучно, ничто не мешает реализации его плана, и даже царица приглашает его на свой пир. Этим Аман был введен в заблуждение, как и Сатан в Йом Кипур.

Но зачем нужно было Эстер делать две трапезы?

Вся процедура с двумя козлами в Йом Кипур имеет цель обмануть Сатана, чтобы вместо обвинителя народа Израиля он стал защитником. Козлов приводят вечером Йом Кипура. Сатан знает, что получит свою долю завтра, но пока он не получил ее, он не готов выступать защитником Израиля. Только на утро Йом Кипура, когда козел для Сатана отобран, в нем пробуждается радость, и он готов выступить защитником. Поэтому Эстер поступила так, как это делалось в Йом Кипур. Когда Сатан обманут и больше не обвиняет евреев, нужно взять все грехи народа Израиля, возложить их на Амана (козла отпущения) и сбросить со скалы. Для этого и понадобилось устраивать два пира, и это еще одна связь, которую нашли наши Мудрецы между Пуримом и Йом Кипуром.

3. Яаков авину был первым, кто использовал это правило в борьбе с Сатаном, олицетворением которого был его брат Эйсав. При встрече Яаков посылает Эйсаву подарок из 580 животных. «Ор а-Хаим» поясняет, почему именно такое количество. Гиматрия слова – сеир ла азазель (козел отпущения) равна 580. Эти животные в количестве 580 и были первым «козлом отпущения», которым Яаков хотел задобрить и нейтрализовать Эйсава.

Весь народ Израиля будет петь во время праздничной трапезы Пурима песню «Шошанат Яаков». О чем говорят эти слова? Пишет «Рокеах», что числовое значение слова шошана (שושנה) равно 661, и гиматрия слова Эстер (אסתר) также 661. Что такое шошана – это Эстер, которая спасла народ Израиля от уничтожения. Почему Яаков? Потому что в борьбе с Аманом она использовала тот же принцип, который первым применил наш праотец Яаков.


http://www.beerot.ru/?p=4675