ТАНАХ рассказывает — Мегилат Эстер — Малые овцы

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2781

Малые овцы

Когда Мордехай не кланялся Аману, говорил ему Аман: «Ну почему ты не кланяешься? Чем ты лучше своего праотца Яакова? Ведь Яаков, когда встретился с Эйсавом, дедушкой Амалека, поклонился ему семь раз?» Отвечал ему Мордехай: «Мой дед никогда не кланялся Эйсаву потому что я происхожу из колена Биньямина, а Биньямин тогда еще не родился». Другое объяснение состоит в том, что Биньямин – единственный, кто родился в Святой Земле, а Эрец Исраэль не терпит того, кто поклоняется идолам. И Мордехай ответил: «поэтому я не стану кланяться тебе, даже если это лишь выглядит со стороны, как поклонение идолу».

В главе Вайеце (Берешит 30:25) сказано в стихе: «И было, после того как Рахель родила Йосефа, сказал Яаков Лавану: отпусти меня, и пойду я в место свое и в страну свою». Трактуют наши мудрецы, что Яаков решил возвращаться домой, только когда Рахель родила ему Йосефа. Только теперь он не боялся встречи с Эйсавом. Об этом также намекает стих у пророка Овадьи (1:18): «И будет дом Яакова огнем, и дом Йосефа – пламенем, а дом Эйсава – соломой, и будут гореть они в них (среди сынов Эйсава), и поглотят их, и не будет остатка в доме Эйсава, ибо Г-сподь сказал (это)». Также трактуют стих в книге Судей (5:14): «От Эфраима (пришли) того, кто победит корень Амалека; за тобою – Биньямин с людьми твоими…» На основании этих стихов говорят наши мудрецы, что семя Амалека падет от рук сынов Рахели: Йосефа (колен Менаше и Эфраима, сынов Йосефа) и Биньямина.

Когда вышли потомки Эйсава воевать с сынами Израиля, спросили их евреи: «Как можете вы воевать против Яакова, ведь он был родным братом вашего праотца Эйсава?» Ответили им сыны Эйсава: «Как можете вы упрекать нас в том, что воюем мы с братом, ведь вы сами продали своего брата Йосефа в рабство». Поэтому только те, кто не участвовал в продаже Йосефа (сам Йосеф и Биньямин) могут выступить против Эйсава и его внука Амалека.

Говорит пророк Ирмияу (49: 20): «Поэтому слушайте решение Г-сподне, которое принял Он об Эдоме, и замыслы Его, что задумал Он о жителях Тэймана: истинно, что самые малые из овец поволокут их и опустошат жилища их». Видно из слов пророка, что Эдом падет от рук «малых овец». «Малые овцы» – это сыновья Рахели, Йосеф и Биньямин. Они были действительно самыми младшими из сыновей Яакова, но не это главная причина, из-за которой именно они выступают во главе народа на войну с Амалеком. «Малые овцы» указывают на скромность и приниженность, что является прямой противоположностью Амалеку, идеология которого – гордыня и противостояние Всевышнему и всему, что связано с Ним.

Легко можно проследить, как на протяжении всей нашей истории руководители народа Израиля всегда посылали воевать с Амалеком только отпрысков Рахели. Так это было, когда впервые Амалек напал на народ Израиля. Как сказано в главе Бешалах (Шмот 17:8-10): «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидиме. И сказал Моше Йеошуа: выбери нам мужей и пойди, сразись с Амалеком; завтра я стоять буду на вершине холма с посохом Б-жьим в руке моей. И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше о сражении с Амалеком …» Почему был послан Йеошуа, а не сам Моше повел народ на войну? Потому что Йеошуа был из колена Эфрама, сына Йосефа.

Как только первым царем Израиля стал Шауль, обратился к нему  пророк Шмуэль: «И сказал Шмуэль Шаулю: послал меня Г-сподь помазать тебя на царство над народом Его, над Израилем, а теперь прислушайся к голосу речей Г-сподних. Так сказал Г-сподь Ц-вакот: помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека …» Царь Шауль был из колена Биньямина. Правда, он не до конца справился с возложенной на него миссией. Но кто должен был завершить то, что не закончил Шауль? Другие представители колена Биньямина – Мордехай и Эстер.


http://www.beerot.ru/?p=4661