ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — Плащ пророка

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2679

Мы уже писали, что плащ, מעיל (меиль) в Танахе – это верхняя, особенная одежда, которую надевали лишь цари или важные люди.

«А отрок Шмуэль служил пред Г-сподом в льняном эйфоде, препоясанный. Меиль малый делала ему мать его и приносила ему из года в год, когда восходила с мужем своим для приношения ежегодной жертвы» (Шмуэль 1, 2:18,19).

Хана оставляет своего двухлетнего сына под надзором первосвященника Эли. Всю свою любовь к сыну она выражает в маленьком плаще, который приносит раз в год, во время посещения ею Мишкана в Шило.

Но не только выражение материнской любви скрыто в этом плаще. Если пророк Шмуэль нашел правильным рассказать о том плаще, значит, в нем есть нечто большее, чем рассказ о выражении материнской любви. Наши мудрецы много пишут об этом плаще. Говорится в «Ялкут Шмуэль», что это был тот меиль, в котором он рос, в котором был похоронен, и в котором поднялся на Небеса. То есть, речь идет об особенноммеиле, который сопровождал пророка на протяжении всей его жизни: с двух лет, когда он был впервые приведен в Шило, – и до пятидесяти двух лет, когда оставил этот мир. Так что же такого особенного было в меиле пророка Шмуэля?

Говорят наши мудрецы, что слова Торы иногда могут быть скупы в одном месте, но при этом щедры в другом. Если мы внимательнее рассмотрим события, описанные в книге Шмуэля, то сможем разглядеть, что у плаща пророка была немаловажная роль.

Если заглянуть в пятнадцатую главу первой книги Шмуэля, то нашему взгляду предстанет грустная картина начала гибели рода царя Шауля. Шмуэль упрекает царя Шауля за то, что тот не справился с задачей уничтожения Амалека. А когда он поворачивается, чтобы оставить царя, то: «Но ухватился тот за полу меиля его, и он порвался» (Шмуэль 1, 15:27). Это один из нескольких стихов в Танахе, про который никто не может сказать в точности, что же произошло. Кто ухватился за полу плаща, и чей плащ порвался? Два мудреца Талмуда, Рав и Шмуэль, высказывают два противоположных мнения. Один считает, что Шауль ухватился за свой плащ и разорвал его. Другой говорит, что речь идет о Шмуэле и его плаще. Говорит раби Шмуэль бар Нахман: «Видятся мне верными слова того, кто считает, что плащ пророка Шмуэля был разорван. Потому что таков обычай праведников – очень сожалеть, когда посаженное ими дерево не дает плоды». Царь Шауль был тем ростком, который посадил и взрастил пророк Шмуэль. И он надеялся увидеть тот день, когда маленький росток превратится в могучее дерево. Боль от несбывшихся надежд велика настолько, что находит выражение в действиях, подобных действиям при скорби об умершем (когда скорбят, то делают надрыв на одежде). И так они расстаются навсегда – в глазах царя Шауля остается пророк Шмуэль, покидающий его в разорванном плаще. Шауль не увидел Шмуэля до самого дня своей смерти. До того самого дня не видел, но в день смерти они все-таки встретились.

В двадцать восьмой главе рассказывается о том, как Шауль обращается за помощью к колдунье, чтобы та вызвала для него дух пророка Шмуэля: «И сказал он ей: каков вид его? И сказала она: поднимается старый человек, и окутан он в меиль. Тогда узнал Шауль, что это Шмуэль, и поник он лицом к земле, и поклонился» (Шмуэль 1, 28:14). По тому особому плащу царь понимает, что колдунья вызвала душу пророка Шмуэля. Когда они расстались, то плащ Шмуэля был разорван. Но вот они вновь встречаются, и Шмуэль уже в Будущем Мире, а Шауль еще в этом. Царь видит, что теперь плащ пророка вновь цел, а это значит, что он, Шауль, не «цел», и не цела его жизнь. Царь Шауль понимает, что подошел к концу своего земного пути.

Хана, мать пророка Шмуэля, говорит в своей знаменитой песне: «Стопы благочестивых Своих охраняет Он, а нечестивые во тьме погибнут, ибо не силою крепок человек» (Шмуэль 1, 2:9). Каждый год, принося новый плащ своему сыну, она пытается научить его важному правилу: знай, что не силою крепок человек, что жизнь очень изменчива. Жизнь, в которой сегодня ты можешь быть наверху, но уже завтра – внизу. И Шмуэль усваивает урок. Тот плащ (как намек) сопровождает его на протяжении всей жизни, как уже приводилось выше: «Плащ, в котором рос, плащ, в котором был похоронен, плащ, в котором поднялся». Плащ, который низверг Шауля с царского трона, когда Шмуэль разорвал его. Плащ, который возвеличил Давида, отрезавшего полу плаща Шауля.


http://www.beerot.ru/?p=21831