ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — Молитва еврея важнее жертвоприношения

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1950

«И поднимался тот человек из города своего в Шило из года в год поклоняться и приносить жертвы Г-споду Воинств; а там два сына Эли: Хофни и Пинхас, священники Г-спода» (Шмуэль 1, 1:3.).

У заповеди алия ле-регель (посещение Храма по праздникам) есть, разумеется, свои законы, но среди них не упоминается обязанность пасть ниц (לְהִשְׁתַּחֲוֹת). Виленский гаон в книге «Адерет Элияу» (в отрывке, где говорится о заповеди приношения в Храм первых плодов – бикурим) пишет: «”И поставь это пред Г-сподом, Б-гом твоим, и пади ниц (וְהִשְׁתַּחֲוִיתָ) пред Г-сподом, Б-гом твоим. Каждый еврей обязан пасть ниц, когда он выходит из Храма. То есть, не подумай, что эта обязанность – часть заповеди приношения первых плодов. Каждый еврей, по завершению своего посещения Храма, обязан пасть ниц».

Если это не часть заповеди, как, например, предстать перед Всевышним или принести жертву, тогда почему в стихе говорится именно об этом? И почему упоминание о поклонении располагается в стихе перед упоминанием о жертвоприношении, которое является центральной частью алия ле-регель?

Мальбим и другие комментаторы утверждают, что в нашем стихе слово לְהִשְׁתַּחֲוֹת (леиштахавот) вообще не означает пасть ниц. Здесь это слово означает молитву, и мы приведем несколько доказательств этого. Пишет рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нецив из Воложина) в комментарии к Торе «Архев Давар» (24:26): «Это правило: в каждом месте в ТаНаХе, где говорится о поклонении Всевышнему, всегда идет речь о благословении или молитве».

Также рав Ицхак Гутнер в книге «Пахад Ицхак» (в разделе писем) отвечает на вопрос: «Ты спрашиваешь, означает ли слово леиштахавот в молитве Мусаф – молиться, как сказано об этом в мидраше «Ялкут Шмуэль»? Друг мой, знай, что когда в источниках под словом леиштахавот подразумевается молитва, то речь идет о времени Первого Храма. В те времена еще не было установлено (на уровне закона) ни количества молитв в течение дня, ни обязательного времени, ни формы молитвы, ни обязательного текста молитв. Поэтому встречается так много названий, которыми определяется молитва, и одно из них – это леиштахавот (кланяться, пасть ниц). Однако со времен аншей кнессет а-гдола – мужей великого собрания, и до наших дней, молитва обрела четкие критерии, такие, как содержание текста, время произношения, количества молитв в течение дня, и даже положение и движения тела. Поэтому это очень спорное утверждение, что слово леиштахавот в наших молитвах пришло указать на молитву, а не на простой смысл этого слова – преклонение».

Из слов рава Гутнера хорошо видно, что в те далекие времена, когда еще не был построен  Первый Храм, под этим словом всегда подразумевалась именно молитва. Это значит, что единственно правильным пониманием нашего стиха может быть только это: «И ходил человек тот из города своего в Шило из года в год молиться и приносить жертвы Г-споду Воинств».

А из того, что в стихе упоминание о молитве расположено перед жертвоприношением, учат наши мудрецы, что для Всевышнего важнее вознесение молитвы евреем, чем принесение жертвы.


http://www.beerot.ru/?p=11361