ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — Вместо предисловия

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1462

Если бы нужно было написать предисловие к серии статей по книге пророка Шмуэля, то в первую очередь стоило бы привести слова Абарбанеля в начале его комментария к этой книге.

В самом начале своего комментария Абарбанель задает вопрос: почему книге было дано такое название – книга Шмуэля? Можно предположить, что своим названием она обязана составителю, ведь сказано в трактате Бава Батра (14б), что пророк Шмуэль составил свою книгу. Но на это есть серьезное противоречие: если посмотреть на книги ТаНаХа, то окажется, что не всегда книги называются именами их составителей. Например, книгу Судей составил тот же пророк Шмуэль, а книга Царей составлена пророком Ирмияу, но при этом их не назвали их именами. Что же касается самой книги Шмуэля, то у нее вообще есть три составителя: пророк Шмуэль, пророк Натан и Гад-провидец, и большая ее часть составлена именно пророком Натаном и Гадом-провидцем!?

На все эти вопросы приводит Абарбанель следующий ответ. Практически все события в обеих частях книги, связаны с двумя царями: Шаулем – первым царем Израиля, и царем Давидом. Обоих этих царей помазал на престол пророк Шмуэль, и таким образом, его можно назвать причиной и косвенным участником практически всех событий, описанных в книге, включая события, произошедшие после его смерти. В соответствии с этим объяснением становится понятно, почему книгу, написанную Йеошуа, мудрецы назвали его же именем. Не потому что он – ее составитель или автор, а потому что все события, произошедшие и описанные в ней, напрямую связаны с Йеошуа бин Нуном, руководившим тогда народом Израиля. Это Йеошуа посылает разведчиков Калева и Ониэля, это через него решается вопрос о праве двух с половиной колен (Гада, Реувена и половины колена Менаше) остаться на захваченных землях на левом берегу реки Иордан, это под его руководством происходит первый и основной этап захвата, а потом и раздела Святой земли.

На основании сформулированного принципа, Абарбанель поясняет и название книги Царей. Ей не было присвоено имя ее составителя – пророка Ирмияу. Она также не была названа именами великих пророка Израиля – пророка Элияу и его ученика и преемника, пророка Элиши, период жизни которых полностью приходится на время повествования книги Царей. И это потому, что основной линией, проходящей через всю книгу, является история правления царей Израильского и Иудейского царств, а также деяния пророков, живших в те времена.


http://www.beerot.ru/?p=7256