ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — О заповеди алия ле-регель. Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1658

«И поднимался тот человек из города своего в Шило из года в год поклоняться и приносить жертвы Г-споду Воинств; а там два сына Эли: Хофни и Пинхас, священники Г-спода» (Шмуэль 1, 1:3.).

Если посмотреть на весь стих, то бросается в глаза, что между началом стиха и его окончанием нет, на первый взгляд, явной связи. Элькана поднимается в Шило, где находится Мишкан, духовный центр еврейского народа. Почему именно сейчас нужно рассказывать нам, что там находятся сыновья первосвященника Эли – Хофни и Пинхас? К тому же, если Эли сам возглавлял службу в Мишкане, а его сыновья подчинялись ему, то какая необходимость упоминать их имена?

Мы уже упоминали в прошлых выпусках, что Элькана самоотверженно боролся за то, чтобы вернуть народ Израиля к выполнению заповеди алия ле-регель (заповедь посещения Храма трижды в году). Но как могла сложиться такая ситуация, что евреи (а в те дни все евреи были религиозными) перестали соблюдать одну из заповедей Торы? Очевидно, была некая веская причина.

Пытаясь найти ответы на эти вопросы, комментаторы утверждают, что ключ к разгадке находится в нашем стихе, а точнее – в нестыковке между его началом и окончанием. Хофни и Пинхас были теми людьми, по чьей вине создалось положение, при котором люди стали задаваться вопросом: а нужно ли вообще посещать Шило?

Давайте попытаемся разобраться во всем по порядку. Во-первых, сама заповедь алия ле-регель, не совсем ясна: в стихе, из которого учится этот закон, идет речь о заповеди посещения всех мест, где будет находиться Ковчег завета, или же стих подразумевает только постоянный Храм? Источником этой заповеди является стих: «Три раза в году да явятся у тебя все мужчины перед Г-сподом, Б-гом твоим, в месте, которое Он изберет: в праздник Песах, и в праздник Шавуот, и в праздник Суккот; но пусть не являются перед лицом Г-спода с пустыми (руками)». Рамбан предлагает два варианта толкования этого стиха: «И я не знаю, пришел ли стих указать на то, что после построения Храма (в Иерусалиме), это место станет единственным, где жертвоприношения возможны. А в любом другом месте это будет запрещено делать. Или, может быть, в стихе идет речь о том, что нет обязанности алия ле-регель, пока не будет найдено место, которое изберет Всевышний, чтобы водворить там Имя Свое». Из комментария Рамбана, следует, что возможно стих обязывает выполнять заповедь алия ле-регель только после строительства постоянного Храма (в Иерусалиме), а на промежуточные места пребывания Мишкана – Гильгаль (14 лет – время нахождения Мишкана), Шило (369 лет), Нов (13 лет), Гивон (44 года) – эта заповедь еще не распространялась.

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=10866