ТАНАХ рассказывает — Шмуэль — Цель не оправдывает средства — Причины поступков Пнины

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1872

«А соперница злила ее постоянно, дабы побудить ее к молитве, потому что Г‑сподь затворил чрево ее» (Шмуэль I, 1:6).

Пнина знала, что Всевышний затворил чрево Ханы. Комментарий «Кли Якар» поясняет: поскольку не сказано просто, что Хана была бездетна, а сказано именно «Б-г затворил ее чрево», видно, что Пнина понимала: отсутствие детей у Ханы – это постановление с Небес. Говорят также мудрецы, что нельзя назвать закрытым то, что никогда не было открытым. И Пнина знала, что Всевышний намеренно затворил чрево Ханы, чтобы она лучше молилась и могла удостоиться великого сына.

В трактате Бава Батра (17) сказано: «Сказал раби Леви: “Побуждения Сатана (в историях с Иовом и Пниной) были во имя Небес”». То есть Пнина старалась побудить Хану к более проникновенной молитве, чтобы та смогла привести в этот мир детей. Но комментаторы задаются вопросом: если так, то почему Пнина была наказана за свои старания, ведь они были во имя Небес?

Рав Реувен Меламед, глава ешивы Поневеж для подростков, в книге «Мелиц Йошер» приводит такое объяснение. Поскольку человек по природе своей больше склонен ко злу, то большой опасностью является использование методов, затрагивающих его дурные качества. И тогда, если во время своих поступков во имя Небес человек оступится и совершит действие не во имя Небес, а из злых побуждений, то природная склонность ко злу очень легко может превратить человека из делающего добро в злоумышленника и вредителя.

Иными словами, Пнина действительно желала добра Хане, и изначально ее намерения были чисты и искренни. Но поскольку по своей природе человек очень близок ко злу, то постепенно Пнина стала получать удовольствие от того, что доставляет боль Хане. А ведь было чего опасаться! Две соперницы в одном доме, даже если у них обеих все в порядке, склонны ненавидеть друг друга, а тем более, когда Элькана столь откровенно выражал предпочтение Хане, как это видно из предыдущих стихов – в истории с распределением угощений за столом.

Мишна в трактате Санедрин (46а) разбирает способ подвешивания тела казненного нечестивца в назидание другим. Говорит раби Меир: «В момент, когда на человека приходят страдания за его грехи, что говорит (что ощущает) в этот момент Шхина Всевышнего? Шхина, подобно человеку, ощущает страдания и, подобно человеку, Она говорит: “Пусть боль покинет Мою голову, пусть боль моя покинет Мою руку”. И если Всевышний сожалеет о наказании нечестивцев, которые заслужили его, тем более Он сожалеет о боли, причиняемой праведникам». Раши утверждает, что Шхина сожалеет из-за того вреда, который принес в мир грешник, и теперь его должны были наказать. Но из комментария Рамбама на мишну следует, что страдание Всевышнему причиняет именно само страдание человека. То есть, в момент, когда, по разным причинам, человеку причиняется боль, Всевышний также ощущает ее.

Это значит, что еврей, причиняющий страдания другому – в той же мере причиняет страдание и Всевышнему. Делая это, он нарушает еще одну заповедь – «ходить Его путями», как сказано: «Поставит тебя Г-сподь Своим народом святым, как клялся Он тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Г-спода, Б-га твоего, и будешь ходить путями Его» (Дварим, 28:9).

Если человек стал причиной боли для ближнего, должен сопереживать и ощущать боль, так же, как и Шхина. Но, вероятно, на каком-то этапе Пнина перестала задумываться о том, насколько она досаждает Хане, и за это была наказана.


http://www.beerot.ru/?p=14275