ТАНАХ рассказывает — Эзра — Заповедь проживания в Святой земле

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1799

«Лошадей у них было семьсот тридцать шесть, мулов у них двести сорок пять, верблюдов у них четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать» (Эзра 2:66,67).

Из списка следует, что у евреев было чуть больше восьми тысяч животных, пригодных для езды. По сравнению с количеством евреев, число совсем не большое, и это означает, что абсолютное большинство людей весь путь из Персии в Землю Израиля проделали пешком. И посмотрите, как красиво описывают эти события наши мудрецы в мидраше (Рут Раба 1:1)! «И было, в те дни, когда правили судьи, и (когда) был в стране голод, один человек из Бейт-Лехема Иудейского ушел, чтобы пожить на полях Моавитских, – он, и жена его, и двое его сыновей». Известно, что Элимелех был судьей народа Израиля в своем поколении, и что был он человеком богатым. Когда же начался в стране голод, то Элимелех понял, что теперь все будут стучаться в его дверь с просьбой о помощи. Он решает оставить Святую землю и уйти жить в землю Моав, чтобы сохранить свое имущество. И мудрецы приводят для сравнения две истории, когда в одной, евреи покидают Святую землю, а в другой – возвращаются. Когда еврей покидает Святую землю, то сказано: «один человек из Бейт-Лехема  ушел, чтобы пожить на полях Моава, – он, и жена его, и двое его сыновей». И больше ничего не рассказывается о нем. Когда же евреи поднимаются в Святую землю, то в стихах описывается не только количество людей и веселье, царившее в их среде (мы говорили об этом в предыдущих выпусках), но даже количество животных, на которых они ехали. Записав таким образом эти стихи, наши мудрецы хотели научить нас, насколько важна и желанна заповедь проживания на Святой земле.

«В городах своих»

Мы уже говорили о том, что среди списков евреев, вернувшихся в землю Израиля, особо выделяются два. Разделение по семействам и разделение по городам в земле Израиля, где жили предки вернувшихся.

Этот второй вид списков происхождения также очень важен. Во многих стихах подчеркивается возвращение евреев именно в свои города. Это можно увидеть в первом и последнем стихах нашей главы: «А вот жители страны, возвратившиеся из плена изгнания, те, которых изгнал Невухаднецар, царь Вавилонский, в Вавилон, те, что возвратились (теперь) в Иерусалим и в Иудею, каждый в свой город» (Эзра 2:1). «И поселились священники, и Левиты, и кое-кто из народа, и певцы, и стражи ворот, и подданные в городах своих, а весь Израиль – в своих городах» (2:70). А также в первом стихе следующей главы: «И наступил седьмой месяц, – а сыны Израилевы были в городах, – и собрался в Иерусалим весь народ как один человек».

У этого возвращения именно в родные города есть духовный аспект. Ирмияу пророчествует: «Сделай себе приметы, расставь вехи, примечай дорогу, путь, по которому ты шла (в изгнание)… Вернись, дева Израилева, вернись в эти города свои!» (31:20). И своими действиями, вернувшись в отцовские уделы, евреи реализовали пророчество Ирмияу. Но кроме аспекта духовного, эти действия имели и алахические последствия.

Весь Израиль на своей земле

Соблюдение года шмиты в рамках установленного Торой зависит от соблюдения пятидесятого года – йовеля. А для того, чтобы мы могли соблюдать йовель, все евреи должны жить на своей земле. Сегодня мы соблюдаем законы шмиты по постановлению мудрецов, ми-дерабанан, так как евреи живут в земле Израиля не в соответствии с границами колен, а где придется. Да и лишь единицы могут утверждать сегодня, что им известно, к какому колену они относятся. Не выполняется условие для соблюдения юбилейного пятидесятого года, и законы шмиты, связанные с землей, имеют статус заповедей мудрецов, а не Торы. Подобное положение было и в период Второго Храма, ведь мы знаем, что в Святую землю вернулись немногие, большинство евреев продолжали проживать вне границ Израиля. Это означает,  что нет места для выполнения  условия «весь Израиль на своей земле».

 Однако комментаторы утверждают, что годы шмиты все-таки соблюдались во время Второго Храма. Тосафот  (Гитин 36а, Эрхин 32б) раскрывают дополнительные нюансы, заключенные в правиле весь Израиль на своих землях. Нет необходимости в том, чтобы действительно все, абсолютно все евреи проживали на своих землях, и в своих семейных уделах, полученных их предками по жребию. Такой ситуации почти ни разу в истории народа Израиля не было. Утверждают Тосафот, что достаточно того, чтобы присутствовали представители от каждого колена в земле Израиля. Правда, уже каждый – в своих границах. Значит, для Тосафот было ясно, что представители всех колен Израиля поднялись в Израиль с Зерубавелем.

В Торе есть две главы, содержащие упрек «на будущее» в грехах и суровые предостережения о трагических последствиях. По мнению Рамбана, каждая глава говорит о другом изгнании.  Сказанное в главе Бехукотай (Ваикра) относится к изгнанию после разрушения Первого Храма, а в главе Ки таво (Бемидбар) говорится о разрушении Второго Храма и изгнании, в котором мы находимся по сей день.

Пишет Рамбан (Ваикра 26:16): Знай и пойми, что все эти проклятия намеком указывают на первое изгнание. Завет с Творцом был отвергнут в период Первого Храма, затем наступило изгнание, и пришло избавление от него. … И посмотри еще, как написано об избавлении из этого изгнания. Творец обещает лишь, что вспомнит Свой союз с праотцами и Святую землю. Но не обещано, что Он простит их грехи и возлюбит их как прежде, и также не предсказано, что соберет изгнанников. Так и было при возвращении из Вавилона: пришли потомки Йеуды и Биньямина, а с ними немногие из некоторых других колен, изгнанных в Вавилон. Возвратившиеся жили в бедности, под властью персидских царей.

Из этих слов видно, что и Рамбан считал, что представители других колен поднялись из Вавилона, хотя об этом нет прямых упоминаний в Писаниях.


http://www.beerot.ru/?p=18764