ТАНАХ рассказывает — Эзра — Три пророка и жертвенник Второго Храма

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1739

В трактате Звахим (62а) говорится, что три пророка поднялись в землю Израиля из Вавилона вместе с вернувшимися из изгнания. Раши поясняет, что это были пророки Хагай, Захария и Малахи – три последних пророка в истории еврейского народа. Они рассказали, что по размерам жертвенник во Втором Храме не обязан быть точно таким же, как и в Первом Храме. Было также указано точное место жертвенника. Кроме того, они сказали, что разрешается приносить жертвы, даже когда само здание Храма еще не возведено.

Прежде чем приступить к пояснению, было бы правильно ответить на один вопрос, возникающий при прочтении этих строк в трактате Звахим. Дело в том, что с того момента, как Тора была дарована народу Израиля, никто, даже пророк, не имеет права открыть новый закон, данный ему Свыше, не имеющий источников в Устной или Письменной Торе. Так пишет Рамбам в «Законах Основ Торы» (9:1): «Никакой пророк не имеет права устанавливать новые законы [как открытые ему сейчас Свыше], как сказано: “Не на небе она, чтобы сказать: кто взошел бы для нас на небо и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?” (Дварим, 30:12)». Маарам Шик (рав Моше Шик) в книге «Торат Невиим» пишет, что нам запрещено полагаться на пророческие знания даже в случае, когда перед нами мясо, находившееся без надзора, которое, возможно, подменили на некашерное. Поэтому комментаторы задают вопрос: как же можно было полагаться на слова трех пророков в столь важных законах, связанных с Храмом и жертвоприношениями?

Из ответов комментаторов следует, что Хагай, Захария и Малахи действительно не добавили от себя никаких новых законов. В книге «Кирьят Сефер» (законы Бейт а-Бхира 2:4,5) сказано, что эти законы были получены ими от их наставников по цепочке передачи Торы от Моше.

 

Жертвенник больших размеров

В трактате Мидот (3:1) говорится, что квадратное основание внешнего жертвенника Первого Храма было размером двадцать восемь на двадцать восемь амот. Однако к жертвеннику Второго Храма была добавлена полоса шириной в четыре амы с северной и западной стороны. Это было необходимо для решения одной технической проблемы.

Поясняет «Тиферет Исраэль», что у юго-западного угла жертвенника Первого Храма, находилась яма – шитин, куда стекало вино после возлияния вина на жертвенник. Из одного пророчества Йехезкеля было известно, что нужно сделать так, чтобы вино возлияний стекало в шитин не по стенкам жертвенника, а внутри него. Яму шитин, нельзя было передвинуть, потому она существовала со времен сотворения мира. И жертвенник нельзя было передвинуть с основного места. Из праха, который был на месте жертвенника, был создан Адам. На этом же месте первый человек принес первое жертвоприношение. Там же приносили свои жертвы Каин, Авель и Ноах. На этом же месте было жертвоприношение Ицхака.

Что же было сделано для решения вопроса? С той стороны, где находилась яма, к жертвеннику добавили пристройку шириной в четыре амы. Внутри этой пристройки было проделано отверстие, по которому и стекали возлияния вина в шитин, но теперь уже внутри жертвенника. Однако есть еще один закон, по которому жертвенник должен иметь квадратную форму. Поэтому с западной стороны на всю длину добавили также пристройку шириной в четыре амы. Теперь основание жертвенника было размером тридцать две на тридцать две амы, а несахим – возлияния вина – стекали не по стенкам на пол, а потом – в шитин, а прямиком в шитин и в недра земли.

То, что жертвенник можно расширить даже до ширины самого здания Храма (шестьдесят амот) и рассказал один из пророков, как закон, полученный им от его наставников и далее – по цепочке передачи Торы – от Моше.


http://www.beerot.ru/?p=17506