ТАНАХ рассказывает — Эзра — Постановления Эзры – подготовка народа Израиля к жизни в изгнании

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1499

После прибытия первых групп евреев в Иудею и начала строительства Второго Храма жившие там неевреи не стремились этому помешать. Более того, они даже были готовы предоставить свою помощь: «И услышали враги Йеуды и Биньямина, что возвратившиеся изгнанники строят чертог Б-га, Всесильного Израиля, и приблизились к Зерубавелю и к главам отчих домов, и сказали им: “Будем мы строить вместе с вами, потому что так, как и вы, будем мы вопрошать Всесильного Вашего, и это Ему мы приносим жертвы с дней Эсар-Хадона, царя Ассирийского, приведшего нас сюда”» (Эзра 4:1-2). По мнению неевреев, не было никакой проблемы в том, что и они будут служить Всевышнему. Однако евреи отвечают им отказом, показывая, что существует только одна вера, и только одна форма служения Всевышнему, у которой есть право на существование: «И ответил им Зерубавель, и Йешуа, и остальные главы отчих домов Израиля: не вам с нами вместе строить Храм Всесильному нашему, но мы одни построим его Б-гу, Всесильному Израиля, как повелел нам царь Кореш, царь персидский». И только услышав эти слова, неевреи земли Израиля начинают оказывать активное сопротивление строительству Храма, а для евреев начинается тяжелый период борьбы. Это была не только борьба за право физического существования, но, прежде всего, борьба за свое предназначение – быть народом Всевышнего.

Известно, что власть Персидской империи продолжалась чуть больше пятидесяти лет. Два года правил Кореш, два – Дарьявеш, четырнадцать лет – Ахашверош, и тридцать два года – Артахшаста (Дарьявеш Второй). Власть у персов отобрал Александр Македонский, и к тому времени Эзры уже не было. Получается, что весь период, который охватывает книга Эзры – от царя Кореша и до царя Артахшаста – это период под полной властью персидской империи. Но, открывают нам наши мудрецы, это был также период борьбы за выход из-под влияния персов и возрождение народа Израиля, которым всегда руководил Эзра.

Только в четырех главах говорится об участии Эзры в событиях, однако все свершения, описанные в книге, происходят под его незримым руководством. Он – «двигатель» всего произошедшего. Он организовывает репатриацию, определяет, кому и когда подниматься в Святую Землю. Он борется с ассимиляцией, которой евреи успели подвергнуться в Вавилоне. Говорят наши мудрецы, что Эзра разработал и ввел в действие систему постановлений, целью которой было сохранить целостность нашего народа как народа Всевышнего. Благодаря этим постановлениям тысячи лет в изгнании мы продолжаем существовать как евреи, и в последующих статьях и комментариях к этой книге мы будем подробно разбирать великие деяния Эзры, которого наши мудрецы сравнивают с Моше и Аароном.


http://www.beerot.ru/?p=14161