ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ — «Горе сыновьям моим, из-за грехов которых Я разрушил Храм…»

«Горе сыновьям моим, из-за грехов которых Я разрушил Храм и рассеял их среди народов мира. Горе тому Отцу, который был вынужден изгнать сыновей от отцовского стола» 

Известно, что самое святое место в Храме – Святая святых — находилось на территории, принадлежавшей колену Биньямина. Почему именно Биньямин удостоился такой чести, что место, куда раз в году входил только первосвященник в белых одеждах, место, где искупались грехи всего народа Израиля, оказалось именно на принадлежащей ему земле?

Говорят наши мудрецы, что все грехи народа Израиля делятся на две категории.

Первая – это грехи между человеком и Всевышним, а вторая – это грехи, совершенные в отношениях между людьми. Утверждает рав Меир Симха из Двинска, автор книги «Мешех Хохма», что в продаже Йосефа имеются проявления обеих категорий грехов: как между людьми, так и между человеком и Всевышним.

Братья, продав Йосефа в рабство, обрекли отца на страдания, а, пребывая в горе, Яаков не мог обладать пророческим даром. Биньямин же единственный, кто не участвовал в продаже брата. Йосеф, будучи правителем Египта, мог бы сообщить отцу о том, что с ним все в порядке, но не сделал этого. Есть множество объяснений причин этого поведения Йосефа, но «Мешех Хохма» говорит, что этим Йосеф нарушил заповедь почитания родителей.

Единственным из сыновей Яакова, который не нарушил этой заповеди, был Биньямин.

Говорит Всевышний: «Вы приходите в Судный день в Храм для того, чтобы искупать грехи во владении Биньямина, во владении того, кто не был причиной страданий отца. Но только ли отца? Конечно, нет! Всякий, кто совершает грех, прежде всего, совершает преступление против Небесного Отца.

Чтобы пояснить это, приводят наши мудрецы историю. Одним из элементов одежды первосвященника являлся хошен – пластина, на которой располагались двенадцать  больших драгоценных камней, каждый из которых соответствовал одному из колен народа Израиля. Случилось так, что однажды, потерялся камень йошпе (яшма). Камень необходимого размера смогли найти только в городе Ашкелон, у одного нееврея по имени Дана сын Нетины. Еврейские мудрецы отправились в Ашкелон, но когда пришли к Дане, чтобы приобрести недостающий камень, оказалось, что его отец заснул на ключах от сундука с драгоценными камнями. Как ни уговаривали мудрецы, но Дана отказался будить своего отца. Сделка не состоялась, а Дана не желавший будить своего отца Нетину, не заработал огромные деньги. Но Всевышний вознаградил Дану сына Нетины за столь бережное отношение к покою отца, и на следующий год у него родилась красная корова, которую еврейские мудрецы приобрели за сумму, равнявшуюся сумме не состоявшейся сделки по покупке камня йошпе.

История интересная, но она вызывает немало вопросов. Не понятно, как из хошена мог потеряться драгоценный камень, и почему именно камень, соответствовавший колену Биньямина?

Почему так получилось, что ни в одной ювелирной лавке, принадлежавшей евреям, не нашлось недостающего камня, и почему нужно было идти в Ашкелон, чтобы попытаться приобрести его у нееврея? Кроме того, задают наши мудрецы вопрос, чему должна научить нас эта история, ведь мы не можем брать пример с нееврея, у которого нет заповеди об уважении родителей?

Поясняет «Мешех Хохма», что у Всевышнего была претензия к народу Израиля: если Я – Отец ваш, то где же уважение, положенное Мне? Поэтому и был утерян камень из хошена, чтобы намекнуть тому поколению, что они своими преступлениями оскорбляют своего Отца. Как? Исчезновение именно камня Биньямина, единственного сына, который не участвовал в продаже Йосефа, и единственного, которой не причинил страдания Яакову, должно было намекнуть на то, что они причиняют страдания Всевышнему своими грехами. А Дана сын Нетины должен был выступить, как обвинитель народа Израиля. Посмотрите на этого нееврея, на которого вообще не возлагается обязанность уважать своего отца и мать, но он делает это столь самоотверженно!

Говорится в трактате Брахот (3): «Сказал раби Йоси: однажды шел я по Иерусалиму и зашел помолиться среди развалин. Когда же закончил я молитву, то увидел, что на выходе поджидает меня пророк Элияу… Спросил меня Элияу: “Что за голос слышал ты среди развалин?” Ответил я ему: «Слышал я голос с небес, словно воркование голубки, который произносил: “Горе сыновьям моим, из-за грехов которых Я разрушил Храм и рассеял их среди народов мира. Горе тому Отцу, что был вынужден изгнать сыновей от отцовского стола”».


http://www.beerot.ru/?p=4358