ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ — Война с йецер а-ра

Война с йецер а-ра

Четыре недельных главы, которые читаются в месяце Элуль это Шофтим, Ки Тецэ, Ки Таво и Ницавим. Они несут в себе различные намеки, целью которых является постепенно подготовить нас к Рош а-Шана. Говорит Шла а-Кадош (великий мудрец Торы и каббалист рав Йешая а-Леви Гурвиц), что, например, в уже прошедшей главе Шофтим есть скрытый намек на то, что именно нужно человеку исправлять. Это его «врата», то есть глаза, уста и уши, через которые он контактирует с внешним миром и через которые йецер а-ра, дурное начало, влияет на человека и уводит его с верного пути. Поэтому и говорит нам Тора: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих, которые Г-сподь, Б-г твой, дает тебе…». То есть исправление необходимо начать с защиты от нечистого своих глаз, уст и ушей.

В книге «Ховот а-Левавот» приводится история о том, как один мудрец встретил группу солдат, возвращавшихся победителями с войны, и как мудрец сказал им: «Вернулись с малой войны – теперь готовьтесь к войне великой». Спросили его солдаты, о какой войне он говорит; на что ответил им мудрец, что он говорит о войне с йецер а-ра, войне, которая не прекращается никогда.

На следующем этапе, после того, как человек прошел подготовку к «войне», защитив себя от нечистоты, можно приступать к активным действиям против злого начала. И обещает нам Тора, что если мы выйдем на войну с ним, то Всевышний предаст его в наши руки, как сказано в стихе, открывающем главу Ки Тецэ: «Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Г-сподь, Б-г твой, предаст (каждого) в руку твою, и возьмешь у них  пленных…». Пленники – это те грехи, которые мы успели совершить и находящиеся, как трофеи, в руках злого начала. Но Всевышний обещает нам, что существует возможность захватить их обратно, то есть исправить их.

«И увидишь между пленными женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и захочешь взять ее себе в жены, то приведи ее в дом свой, и пусть обреет она голову свою и обрежет ногти свои…». 

Женщина красивая видом – это тоже намек на дурное начало, а то, что нужно обрить ей волосы и обрезать ногти, должно напомнить человеку, вступившему в единоборство с йецер а-ра, что, как волосы и ногти – то, что постоянно меняется, так и соблазны, которые нам предлагает йецер а-ра, также будут недолговечны. Вслед за ними придет сожаление о совершенных проступках. Ее нужно ввести в дом, потому, что дом – это бейт а-мидраш, дом учения, в котором можно пополнить духовные силы, необходимые для войны («Ор а-Хаим»).


http://www.beerot.ru/?p=5243