ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ — «Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэль!»

«Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэль!»

«Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраэль!» (Бемидбар, 24:5). Так звучит одно из проклятий Билама, которое Всевышний превратил в благословение. Существует много толкований этого стиха, по одному из них Билам хотел проклясть места изучения Торы народа Израиля, часто называемые в Писании шатрами. Почему же именно места изучения Торы?

Когда Балак приходит к Биламу с просьбой проклясть народ Израиля, видно из его слов, чего именно опасается царь Моава: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль эмореям. И весьма убоялся Моав народа сего, потому что тот был многочислен; И сказал Моав старейшинам мидьянским: теперь объест народ этот все, что вокруг нас, как поедает бык зелень полевую» (Бемидбар, 22:2-4). Из слов Балака четко видно, что он боится именно силы армии Израиля, которая только что  сокрушила на своем пути несколько государств.

Несложно предположить, что моавский царь просил у Билама проклясть именно военную мощь евреев. Но, на удивление Балака, Билам пытается проклясть дома учения. «Глупец, что ты делаешь, зачем тебе проклинать их ешивы и колели? Проклинай армию!» Но Билам, провидец народов мира и специалист по проклятиям, знает, что нужно делать. Он объясняет царю Моава, что тот ошибается, и что проклинать нужно именно ешивы и колели, потому что именно оттуда народ Израиля черпает свои силы. Если он сможет нейтрализовать дома учения, тогда с легкостью справится и с армией.

Билам, безусловно, нечестивец, но мудрец и провидец, и он знает, в чем залог успеха народа Израиля и секрет его существования и выживания среди народов мира. Поэтому Билам пытался поразить места изучения Торы и места молитвы. Тщетно: Всевышний уже сказал в самой Торе, что «не забудется она (Тора) в устах потомства его…» (Дварим, 31:21).

Сказано в трактате Йома: Авраам сидел в ешиве и изучал Тору, Ицхак изучал Тору в ешиве, Яаков  изучал Тору в ешиве, и никогда не случалось так, что не было бы дома учения в народе Израиля. Спустились в Египет, и ешивы с ними, были угнаны в Вавилон, но и там ешивы были с ними.

На протяжении истории среди ненавистников Израиля не было других провидцев, подобных Биламу, но практически всегда трагедии еврейского народа начинались с уничтожения мест изучения Торы. У нацистов не было пророка, но, прежде чем жечь и крушить еврейские магазины, они взялись за синагоги. За пятьсот лет до этих событий в Испании жгли свитки Торы на площадях. Девятьсот лет назад, незадолго до одного из крестовых походов, были сожжены тринадцать телег со свитками Торы, и мудрецы установили пост в память о тех событиях. Две тысячи лет назад римляне обмотали свитком Торы и сожгли одного из величайших мудрецов Торы – раби Хананью бен Терадиона. Так они хотели сломить дух тех, кто готов был под угрозой смерти изучать Тору, но именно этот трагический момент раби Хананья использует, как источник для укрепления веры. Он произносит такие слова: «Теперь, когда выпал  мой жребий быть сожженным вместе со свитком Торы, я знаю, что Всевышний, который обязательно  взыщет с палачей осквернение Торы, взыщет с них и мои страдания».

Отдельно стоит отметить сжигание Устной Торы – Талмуда. После составления Талмуда именно его изучение является основой понятия «ешива» в нашем народе. Попытки искоренить Устную Тору были едва ли не более частыми и ожесточенными, чем борьба с Письменной Торой.

Тора и народ Израиля неразделимы, и мы всегда должны укрепляться в ее изучении – как в радости, так и в беде. Ведь мы знаем то, что знал и Билам – все духовные силы мы черпаем из наших домов учения, ешив и колелей, и синагог, мест наших молитв.


http://www.beerot.ru/?p=4760