ТАНАХ РАССКАЗЫВАЕТ — Не до конца

«Как одиноко сидит столица, (некогда) многолюдная, стала подобна вдове. Великая среди народов, владычица областей стала данницей!» (Мегилат Эйха 1:1)

Говорит Мидраш Эйха: «Сказал раби Аба бар Каана: они не шли в своих грехах до конца, поэтому и наказание не настигло их до конца. Они не шли в грехах до конца, как сказано: “И стал народ как бы роптать на Б-га…” (Бемидбар 11:1). Здесь не написано, что стали роптать, а “как бы роптать”.

Сказано у пророка Ошея (5:10): “Сановники Иудеи подобны преступающим границы: изолью Я на них гнев Мой, как воду”. Не написано, что они преступали границу, а сказано “подобны преступающим границы”

Там же сказано (4:17): “как строптивая корова упрямился Израиль, теперь как овцу (одинокую) на просторе будет пасти их Г-сподь”. Вновь об Израиле сказано, что не строптивой коровой они были, а “как строптивая корова”.

“Стала подобна вдове”, но не вдова. На что это похоже? На женщину, муж которой уехал в далекие страны, но собирается вернуться к ней. Как сказано в Мегилат Эйха (2:4): “Натянул лук Свой, как враг…” – не сказано, что Всевышний был врагом народу своему, лишь был подобен врагу».

Из сказанного в мидраше следует, что большинство грехов народа Израиля не были однозначными и законченными.

Совершая их, они лишь частично реализовывали свои греховные желания, останавливаясь на полпути. Поэтому и Всевышний не наказывал их в полной мере, а лишь в соответствии с правилом «мера за меру».

Когда в пустыне евреи требовали мяса вместо мана, то в глубине души они не были до конца уверены в правоте своих требований. Когда сановники Иудеи переходили границы дозволенного, то и тогда не были они в полном согласии с собой. Они отступали от верного пути подобно строптивой корове, но не слишком отдалялись от него, и поэтому не теряли правильного направления. И если устремлялись они за своими страстями, то и при этом не отдавались полностью в руки дурного начала.


http://www.beerot.ru/?p=4352