Ваикра — Принести в жертву Всевышнему – самого себя

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

448
шехину

Недельная глава Ваикра

«Обратись к сынам Израиля и скажи им: “Если какой-то человек из вас (захочет) принести жертву Всевышнему, приносите ваши жертвы из домашних животных – из крупного или мелкого скота”» (Ваикра, 1:1-2).

Комментаторы задают вопрос – зачем нужно было добавлять лишние слова «если какой-то человек из вас…»? Можно было просто сказать «если вы захотите». Кроме того, в оригинале сказано «принесет из вас жертву», да и вообще – слова «из вас» кажутся совершенно лишними. Также нужно понять, зачем добавлены слова «из домашних животных» – ведь можно было просто сказать «из крупного или мелкого скота».

Следует объяснить, в аспекте служения Творцу, что человек обладает разумной, Б-жественной душой, которая является частью Б-жественного, а также – животной душой, которая тянет его ко всем дурным страстям и дурным поступкам. Приводится в святой книге «Зоар» (гл. 3, 48а), что у человека есть четыре названия на святом языке: адам, гевер, энош, и иш. Самый высший уровень – это адам, как сказано у наших мудрецов: «Вы называетесь адам — человеком» (Бава Меция, 114б; речь идет обо всем народе Израиля – прим. пер.) Поэтому можно объяснить, что адам соответствует разумной Б-жественной душе, и намек на это мы находим в Торе, как сказано: «Сделаем человека (адам) по Своему образу и подобию». А ведь общая суть корбанот в том, что посредством принесения жертвы еврей заново восстанавливает близкую связь с Всевышним, благословен Он, как принося добровольные жертвы, о которых сказано здесь, так и повинные жертвы, которые человек приносит за грехи, совершенные по ошибке. И есть здесь два аспекта. Во-первых, изъян в животной душе: любой совершенный на деле грех (даже по ошибке) наносит ущерб животной душе, и для этого нужно, «приносить ваши жертвы из домашних животных – из крупного или мелкого скота», чтобы исправить изъян, появившийся на животной душе, которая из-за греха теряет связь с Всевышним. Но, кроме того, есть и изъян, который появляется на разумной Б-жественной душе, и чтобы исправить его, и вернуть эту душу в состояние единения с Творцом, нужно, чтобы «человек из вас принес жертву» – из вас, т. е. из вас самих. Человек должен полностью принести в жертву самого себя. Это и есть исправление для разумной души. Поэтому Тора и пишет здесь о двух видах корбанот — вначале о более высоком уровне «человек из вас принесет жертву Всевышнему», то есть, если человек желает исправить свой уровень адам, чтобы его душа снова прилепилась к Всевышнему на должном уровне, это возможно только, если он принесет в жертву всего себя. Также сказано в книге «Зоар» по поводу самопожертвования, что сюда включается и принесение в жертву своих желаний, ведь душа – это желания человека, как сказано: «Отнять каплю жизни, как отнять всю жизнь». Когда еврей приносит все свои желания и все виды любви в жертву любви к Всевышнему, это и есть самая высшая ступень «человек из вас принесет жертву» – ведь таким образом он целиком и полностью приносит себя в жертву Всевышнему. Как приводится в книгах, что ангел Михаэль приносит души праведников в жертву перед Всевышним, так есть и возможность сделать это при жизни человека, когда еврей приносит в жертву Всевышнему самого себя, «из вас».

После этого Тора упоминает другой вид жертвы – «из домашних животных…» – то есть, чтобы исправить ущерб, нанесенный животной душе, нужно «принести из крупного или мелкого скота ваши жертвы». Когда человек приносит в жертву животное, об этом уже сказано лишь «ваши жертвы», а не то, что он сам как бы становится жертвой. Указание принести жертву из домашних животных объясняет также, почему корбанот можно приносить лишь за грехи, совершенные по ошибке, а не злонамеренно. Ведь когда человек грешит злонамеренно, он наносит ущерб своему мозгу и разумной душе, и здесь не поможет жертва, исправляющая животную душу. Здесь нужно, чтобы сам человек – адам – как бы был принесен в жертву. Кроме того, корбанот на самом деле обладают высочайшим уровнем – это не только исправление изъянов, но, когда еврей приходит, чтобы целиком принести в жертву Всевышнему свою разумную душу, он становится Его жертвой при жизни, а не только после смерти. Ведь он приносит Всевышнему всего себя, до самой глубины души.

Есть здесь и еще один момент, как сказано в книге «Месилат Йешарим» в объяснении понятий таара (духовная чистота) и кдуша (святость), которые являются двумя разными ступенями. Суть таара в том, что человек освящает себя в том, что ему разрешено, он «приносит в жертву» свои страсти и отдаляется от вещей, к которым его тянет. А ступень кдуша – еще выше, человек не только не удовлетворяет все свои физические потребности ради собственного удовольствия, но они все посвящаются Творцу, они становятся «благоуханием, приятным Всевышнему». Все его тело становится подобным Бейт-Микдашу и жертвеннику, а все физические действия – как жертвы, которые ели коэны. Благодаря этой еде те, кто приносили жертвы, получали искупление. Обе эти ступени приведены в виде намека в нашей главе: «Если какой-то человек из вас принесет жертву…» – это высшая ступень кдуша, когда само тело человека становится посвященным Творцу, как корбан. А потом приведена более низкая ступень таара, о котором сказано лишь «приносите ваши жертвы из домашних животных – из крупного или мелкого скота».

Об этом сказано и при выходе из Египта, как упоминается у пророка Йехезкеля (16): «Я увидел тебя, обливающейся кровью, и сказал тебе: живи в своей крови». Объясняют мудрецы, что речь идет о крови брит-мила (обрезания) и крови пасхальной жертвы, что соответствует этим двум уровням корбанот. Кровь брит-мила – это соответствие адам, «человек из вас…», исправлению качества даат в еврейской душе, которая несет в себе Б-жественную искру. [Даат – разум, взвешивающий все стороны и принимающий объективное решение. Зачастую это требует руах а-кодеш – духа святого постижения, на что намекает упомянутая выше Б-жественная искра – прим. ред.] Поскольку в Египте это качество души даат было как бы в изгнании, Избавлении должно было прийти через Моше, чье качество – даат, и этому соответствует кровь брит-мила. А кровь пасхальной жертвы – соответствует сказанному «приносите ваши жертвы из домашних животных – из крупного или мелкого скота», что является исправлением животной души. В Египте евреи были погружены в 49 ступеней духовной скверны целиком — как и их даат, так и их животная душа. Так что, выходя оттуда, они должны были исправить обе эти части посредством крови брит-мила и крови пасхальной жертвы. Это и есть полное исправление еврея: чтобы подняться из 49 ступеней духовной нечистоты, в которую он погружен, ему следует исправить и разумную душу, и животную.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88836