Грех разведчиков

Дата: | Автор материала: Рав Шмуэль Бурнштейн из Сохачева

1642

От редакции. Все подзаголовки добавлены с целью облегчить восприятие текста.

В чём ошиблись разведчики?

Требуется понять смысл греха разведчиков… Ибн Эзра и Рамбан (в начале главы Ваэра) уже объяснили, что Всевышний раскрылся праотцам Именем Э — ль Ша — дай, которое меняет ход Небесных Систем [действие духовных сущностей, которые предопределяют судьбу людей] и совершает для них великие чудеса. Но эти чудеса не выходят за рамки природы. Во время голода Всевышний спас их от смерти, а во время войны — от меча. Он дал им богатство и почёт, и все блага. Однако Он не раскрылся им Великим Именем Сущий (Авая — י – ה – ו – ה), которое постоянно создаёт новую сущность и меняет естество [то есть совершает чудеса, которые полностью выходят за рамки природы]. И поэтому говорит сынам Израиля: «Я – Сущий»; сообщи им то Великое Имя, которым Я совершаю для них чудеса. Это слова Рамбана.

Чудеса — явные и скрытые

Вкратце это означает, что существует управление миром посредством скрытых чудес — как во времена праотцов. Есть также управление миром, при котором совершаются явные чудеса, и это управление действовало на протяжение всей жизни Моше, ибо Моше являлся «колесницей» Имени Сущий, благословен Он. Посредством этого Имени Всевышний создаёт всё сущее. [это Имя максимально раскрылось Моше.]

У такого управления [посредством явных чудес] есть то достоинство, что материальный мир не ограничивает его. Кроме этого, есть у него ещё одно большое достоинство — это Имя является Именем милосердия. И поэтому на протяжении всей жизни Моше Всевышний в Своей великий доброте проявлял к народу милосердие. Даже когда народ того не заслуживал, Моше стоял и молил о милосердии. С другой стороны, когда управление миром осуществляется посредством скрытых чудес, а это — качество мягкого суда (как пишет там Рамбан), [для свершения этих скрытых чудес] требуется, чтобы люди были достойны их…

Кроме того, в рукописях Раби из Люблина приводится, что если человек просит милости к себе, обычно есть у него ангелы-заступники и есть ангелы-обвинители. Но когда человек молит о милости во славу Всевышнего, никакой обвинитель не может выступить против него. И поэтому верный совет каждому человеку, молящемуся о милости к себе: пусть просит также о славе Его имени. Ведь сказано (Санедрин, 46а): «Когда человек страдает, что говорит Шехина? “Тяжела голова моя, тяжела десница моя”». Поэтому следует отвлечься от собственных невзгод и задуматься над тем, как из-за его несчастий страдает Шехина. И пусть молится о прекращении страданий Шехины.

Благодаря этому становится понятно: когда управление миром ведётся посредством открытых чудес, а Его Имя возвеличивается и освящается в мире, — против этого нет возражений. Ибо нет у обвинителей права выдвигать аргументы против возвеличивания и освящения в мире Его Великого Имени. Если же правление миром ведётся посредством скрытых чудес, тогда отрицающий может сказать: «Это естественный ход событий»; и потому такие чудеса не особенно возвеличивают славу Его Имени в мире. Тогда есть возможность предъявить требование проверить, достойны ли люди чтобы им делали добро, или нет.

Можно ли победить кнаанцев?

В главе Дварим (1:29-33) написано, что Моше сказал народу Израиля: «Не бойтесь и не страшитесь их; Г-сподь, Б-г ваш, идущий пред вами, Он воевать будет за вас так же, как Он сделал для вас в Египте пред глазами вашими и в пустыне сей, где видел ты, что носил тебя Г-сподь, Б-г твой, как носит человек сына своего на всем пути, которым вы проходили, до прихода вашего на место это. И в этом деле вы не вверяетесь Г-споду, Б-гу своему, Который идет пред вами по пути, чтобы вести вас на место стоянки вашей; в огне ночью, чтоб указывать вам дорогу, по которой вам идти, и в облаке днем». Тора не приводит, что на это заявление был дан какой-либо ответ, ибо столь вескому аргументу было нечего противопоставить. Ведь даже если бы кнаанцы были сильными и высокими как кедры, победа над ними была бы гораздо меньшим чудом, чем те чудеса, при которых полностью нарушались законы природы, как например: десять египетских казней, рассечение моря, ман, огненный столб, который сопровождал еврейский народ в пустыне. Разве можно предположить, что народ Израиля, привыкший к столь явным чудесам, усомнится в способности Всевышнего в одно мгновение уничтожить всех кнаанцев? Они уже получили обещание (Шмот, 23:27-28): «Ужас Свой пошлю пред тобою и ошеломлю всякий народ, к которому ты пойдешь; и обращу всех врагов твоих в бегство. И пошлю шершней пред тобою, и они погонят от тебя хивийцев, кнаанейцев и хетийцев». Неужели, несмотря на всё это, они продолжали страшиться? Невозможно себе представить, чтобы поколение, шедшее по пустыне, «поколение знания», не понимало, что все народы абсолютно ничтожны перед Ним! Если у них не было что ответить Моше, почему же они не приняли его аргументы?

Кто приведёт нас в землю Израиля?

На это можно дать следующий ответ. Эльдад и Мейдад пророчествовали в стане. Мудрецы сказали, что они говорили так (Санедрин, 17:1): «Моше умрёт, а Йеошуа приведёт народ в землю Израиля». И из-за того, что они были поколением знания, они понимали, что чудеса и знамения, нарушающие законы природы, возможны были только благодаря Моше. Ибо Моше был «колесницей» Имени Авая (י – ה – ו – ה), благословен Он, и (Бава Батра, 75а) «лицо Моше, как лик солнца». А Йеошуа, который и приведёт в Святую Землю, не достиг этого уровня, «лицо Йеошуа, как лик луны». Поэтому управление миром должно было происходить посредством скрытых чудес, проявления качества мягкого суда. [Возможно, чудеса, совершённые Йеошуа, в действительности свершились силой Моше, так как в этом Йеошуа являлся посланником Моше, как сказано (Бемидбар, 27): «И возложил на него десницу свою, и повелел ему». А посланник человека – как он сам. Но в общем, управление миром велось посредством скрытых чудес, проявляющихся через природные явления. — прим. автора.] И как мы сказали выше, [так как действует мера суда, этих чудес] необходимо удостоиться. И это в противоположность эпохе Моше, когда мир управлялся раскрытыми чудесами и милосердием. Имя Всевышнего, проявлявшееся во время правления Моше — это Имя милосердия; поэтому чудеса свершались, даже когда народ этого не заслуживал. И никакой обвинитель не мог осудить их.

А во время правления Йеошуа, когда действует мера мягкого суда, и обвинителю дана возможность предъявить взыскание, чудес требуется удостоиться. А поколение знания понимало, насколько требуется быть достойными и подходящими [для чудес]. И когда они изучили и оценили тайники сердец всего народа Израиля, то обнаружили, что и они сами, и весь народ ещё не достойны и не соответствуют этому [недостойны скрытых чудес]. Ведь может случиться, что Всевышний припомнит им грех роптавших (см. Бемидбар, 11:1). И получится так же, как с Моше, который был лишен возможности зайти в Землю Израиля из-за греха Киврот-а-Таава, — этот грех будет противостоять им при получении Святой Земли. И нет доказательства из слов Всевышнего (Дварим, 1:7): «Оборотитесь и двиньтесь, пойдите к горе Эмора и ко всем соседям его в степи, на горе и в низменности, и в Негеве, и к берегам моря, в землю Кнаанскую и к Ливану до реки великой, реки Прата», ибо эти слова были сказаны до греха роптавших. И это объяснение сказанного (Сота, 35а): «Ибо он [народ этот] сильнее Него — даже Сам Хозяин не может вынести оттуда Свои вещи». Это невозможно понять буквально, не дай Б-г, ведь поколение знания не могло думать так. В действительности же дело в том, что Всевышний любит правосудие (Теилим, 37:28) и не переступит через меру суда. И поскольку духовные покровители семи народов, находящиеся в высших сферах, будут изо всех сил обвинять еврейский народ, Всевышний не исказит правосудие и не поступит несправедливо, — и из-за этого они подвергаются великой опасности.

Спасение из пучины моря

Подобная ситуация уже возникала при рассечении моря. Хоть Всевышний и вывел еврейский народ из Египта, чтобы дать ему землю Израиля, все же, когда народ проходил через море, шел суд: следует ли их спасать, или они должны погибнуть вместе с египтянами. Из-за того, что рассечение моря было проявлением качества суда, еврейскому народу требовалось удостоиться спасения по справедливости. Всевышний любит правосудие и не отмахнулся от требований обвинителя. И это подтверждается тем, что сказано в мидраше: «Всевышний говорит: “Я Сам найду заслуги сынов своих”». То есть Всевышний нашел их заслуги, [а не спас их из милости].

Поколение пустыни боялось, думая, что у него нет заслуг. Они не считали себя подобными праотцу Аврааму, который победил четырёх царей малыми силами, или даже только вместе со своим рабом Элиэзером. Хотя в отношении Авраама Всевышний тоже проявлял мягкую меру суда, у Авраама были великие заслуги. А они ощущали недостаток заслуг, и из-за этого боялись.

Однако у них не было возможности объяснить свои опасения Моше. Ведь написано, что Моше не было известно о пророчестве Эльдада и Мейдада, так как они пророчествовали, не получив дух пророчества от Моше. В трактате Санедрин (17а) сказано, что Моше не рассказали, о чём они пророчествовали. У кого было желание сердца рассказать Моше, что он умрёт?.. Поэтому у них не было возможности ответить Моше, и остались они со своими мыслями. А слова Моше не оказали на них действия, так как он говорил об Имени Авая (Сущий) благословен Он, проявляющемся в явных чудесах, что не является доказательством, что подобное будет происходить и во время правления Йеошуа.

Ошибочность верного расчета

Этот расчет был верным. Однако их грех заключался в том, что им следовало отказаться от опасений и верить в слова Моше, которые исходили от Всевышнего. Моше сказал им идти в Землю Израиля, а Всевышний сделает с ними то, что возжелает. Им следовало верить, что выполнение повеления Моше по слову Творца может привести только к хорошему — даже если оно противоречит их здравому смыслу. Что бы ни произошло, Творец не даёт пустых обещаний. Ведь сказано о праотце Аврааме (Берешит, 15:6): «И поверил он Г-споду, а Он вменил ему это в праведность». Рамбан объясняет слова «поверил он Г-споду»: подумал, что ему будет дано потомство благодаря праведности путей Всевышнего, а не благодаря праведности Авраама, и не в качестве награды, см. там. И всё это несмотря на то, что в отношении Авраама проявлялась мягкая мера суда. [Из этого видно, что даже во время проявления меры суда благодаря вере можно удостоиться настоящих чудес.]

Вызов разуму

Для них же, для поколения знания, которое осмысливало и понимало всё, что делал с ними Всевышний, данная ситуация являлась тяжелейшим испытанием. Им нужно было преодолеть свою собственную натуру и выбросить из мыслей все разумные оценки и расчеты. Он должны были выполнить то, что сказали мудрецы («Ваикра Раба», 27): «Хотя мы и люди, мы следуем за Тобой, как скот». [То есть мы полностью полагаемся на Тебя, как стадо полагается на пастуха.] Если бы они так сделали, то сбылось бы то, что сказано (Теилим, 36:7): «Человека и скот избавишь Ты, Г-споди». Мудрецы также сказали (Хулин, 5б): «Это хитроумные люди, которые делают из себя скот». [Т. е. во всём, что касается исполнения воли Творца, они отвергают все возражения своего здравого смысла и полностью подчиняются Ему.] Цельная вера и упование на Всевышнего стали бы для них великими заслугами. Именно в силу этих заслуг они победили бы кнаанских царей. И хотя кроме этого у них не было достаточных заслуг, удостоились бы победы благодаря цельной вере и упованию. Эта абсолютная уверенность в исполнении обещания Творца перевесила бы всё противостоящее им, и они удостоились бы по суду, а все обвинители ретировались бы с позором. Или же эти качества пробудили бы Высшее благоволение, которое превыше причин. Это мы увидим в аргументе Калева (Бемидбар, 14:8): «Если желает нас Г-сподь»… Но из-за того, что они не выдержали этого испытания, у них не появилось заслуги целости веры и упования, и благоволение также не пробудилось. И получилось, что их расчет верен: у них действительно не было достаточных заслуг.

Аргумент праведников

И таким образом следует понимать слова Йеошуа и Калева. После того, как Калев сказал (Бемидбар, 13:30): «Непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее», другие разведчики оклеветали Землю, говоря: «Земля, пожирающая живущих в ней» (стих 32). Им ответили: «Земля эта очень и очень хороша» (14:7). Это было отрицанием слов «Земля, пожирающая живущих в ней». К этому они добавили: «Если благоволит к нам Г-сподь, то введет нас в землю эту». На первый взгляд, непонятно, что они этим добавили, а следуя нашему объяснению можно сказать следующее. В таргуме (переводе на арамейский язык) этого стиха сказано: «если возжелает нас». Известно, что желание — выше разума и логики, как сказано: «у желания нет логической причины». Кроме того, они [Йеошуа и Калев] привели ещё один аргумент, который должен был убедить народ, следуя его собственной логике. Известно, что избрание народа Израиля — выше логики. Маараль пишет об этом так. Повеление «иди себе» (Берешит, 12:1), которое говорит об избрании Авраама, приводится раньше, чем утверждение о его праведности. Если бы о праведности было сказано раньше, можно было бы прийти к выводу, что Всевышний избрал Авраама благодаря его праведности. И тогда статус избранника зависел бы от его праведного поведения. В действительности же Тора ничего не говорит об Аврааме [только приводит некоторые факты его биографии] перед словами «иди себе». Это потому, что избрание Авраама выше всяких причин.

В этом заключался аргумент Йеошуа и Калева: пусть даже вы правы в своем расчете, и у нас недостаточно заслуг. Все равно – в силу благоволения Всевышнего, которое выше всего постигаемого нашим разумом высшего правления, Он приведёт нас в эту землю. И против этого не действуют никакие обвинения. Поэтому, если мы взойдём в Землю Обетованную, хоть это восхождение и противоречит разумному пониманию, если мы будем следовать велению Всевышнего, само это восхождение вызовет Высшее Благоволение, которое выше всякой логики и всяких причин. Даже если мы этого не заслуживаем, не дай Б-г, благоволение не требует обоснований. Только не бунтуйте против Творца, и тогда Он отнесётся к нам благосклонно.

Попытка исправить грех разведчиков

Кроме этого, понятно следующее. Когда им стало известно, что Всевышний прогневался на них, они пришли в сильное расстройство, как сказано: «И пересказал Моше слова эти всем сынам Израиля, и народ весьма закручинился» (Бемидбар, 14:39). Из этого следует вывод, что до слов Моше они не думали, что Всевышний разгневается на них, так как они не рассматривали своё поведение как мятеж. Они считали, что всё изменилось из-за того, что Моше не сможет ввести их в Землю Израиля. А когда им стало известно, что они совершили грех, и что только Йеошуа и Калев останутся в живых из всех разведчиков, они поняли, что Йеошуа и Калев были правы. Когда те сказали «если благоволит к нам Г-сподь, то введет нас в землю эту», они пробуждали Высшее Благоволение. Поэтому народ подумал, что сможет исправить этот грех, говоря (стих 40): «Мы готовы взойти на то место, о котором говорил Г-сподь, ибо мы согрешили», и после этого «но они дерзнули подняться» (44).

Хоть на этот раз у них и не было причины думать, что они победят, они думали, что выполняют волю Всевышнего. [Дальше речь идёт об Элише бен Авуа, прозванном Ахер, который был одним из величайших мудрецов своего времени, но потом превратился в вероотступника.] Как сказано об Ахере (Хагига, 15а): «Раздался Небесный голос, который сказал: “вернитесь, сыны неверные, кроме Ахера”». Это было сказано для того, чтобы Ахер пересилил кажущееся отвержение Cвыше и вернулся к Всевышнему несмотря на препятствия. [Он же воспринял это неправильно, и так и умер вероотступником.] Они думали, что от них требуется подобное действие, что [они силой ворвутся в Землю Обетованную и тем самым] пробудят Высшее Благоволение. Но в данном случае было постановление суда, подкреплённое клятвой. Такое постановление не отменяется.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=51999