Неот а-Деше — Шаббат и будни — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Бурнштейн из Сохачева

1928

Продолжение

Сказал рабби Абау (Мидраш Раба, Шмот, 41, 6): «Все сорок дней, которые Моше провел в высшем мире, он учил Тору – и забывал изученное. Тогда он сказал: “Владыка мира! У меня сорок дней – а я ничего не знаю!” Что сделал Святой, благословен Он? По завершении сорока дней дал Он Тору Моше в подарок, как сказано [о скрижалях]: “И дал Моше”».

Возникает ряд вопросов. Во-первых, выходит, что сорок дней пребывания на горе Синай были впустую, упаси Б-г?! И, если так, для чего Всевышний призвал Моше на все сорок дней? Во-вторых, почему же везде упоминается «дарование Торы за сорок дней»?

Представляется верным такое объяснение. Каждый день учебы оставлял свой след, отпечаток, так что на сороковой день собрались вместе все эти «отпечатки», и, благодаря им, Моше стал «сосудом», способным принять подарок Творца и не забыть Тору.

Подобное можно сказать и о Шаббате. В течение недели человек трудится в служении Всевышнему, и, хотя рутинные заботы заслоняют этот труд, все же он накладывает свой отпечаток. С приходом субботы все эти отпечатки объединяются – и даже хорошая мысль, намерение не исчезает бесследно – и становятся сосудом, принимающим святость Шаббата.

Поясним сказанное. О первой субботе сказано: «И были завершены небо и земля». Творение было разобщено, – в соответствии с делением на дни, вплоть до наступления Шаббата – души всего мироздания, который сделал его единым целым (вайехулу – «были завершены» – родственно глаголу лихлоль, объединять). Именно душа объединяет тело человека в единую систему – так, что каждый орган как бы содержит в себе весь организм. Мы видим, что «у слепого – зрячие дети», то есть физическое отсутствие части тела еще не аннулирует соответсвующее свойство, потому что оно запечатлено в душе. Так и Шаббат по отношению к миру – собирает и объединяет все отпечатки добрых дел и даже мыслей (которые, казалось, стерты и забыты), и они становятся сосудом для святости.

Пусть человек извлечет для себя урок из сказанного и не будет отчаиваться, видя, что учится – и забывает, достигает определенного уровня в служении – и теряет его. Пусть не думает, что все было напрасно, Б-же упаси. Все его усилия оставили отпечаток, ничто не стерлось. Благодаря им он стал сосудом для будущего – в этом ли мире или в мире Грядущем – получения света Свыше.

В повелении о Шаббате сказано: «Помни» и «Соблюдай» (захор ве-шамор). Шаббат называется подарком [как сказано (Шаббат, 10а): «Хороший дар есть у Меня в сокровищнице, имя его – суббота»], так как вследствие несказанного величия Шаббата нельзя удостоиться его как-то иначе, нежели за счет абсолютного благодеяния Творца. Таково свойство подарка: его нельзя получить, требуя – только как благодеяние. Но нужно, тем не менее, быть готовыми принять такой подарок – стать сосудом, годным для света Шаббата.

На сам подарок указывает слово «Помни», на труд по подготовке к Шаббату – «Соблюдай». «Тот, кто трудился накануне – будет есть в субботу» (Авода Зара, 3а): тем, что человек сбрасывает с себя бремя «многих счетов» этого мира, заботы ремесла и пропитания, он становится сосудом, одеянием для дара, для Шаббата. Все это вместе – благодеяние (хесед) в облачении благодеяния… (Это можно объяснить так: возможность стать сосудом – тоже благословение Творца. Прим. ред.)

«Шесть дней трудись, делай всю свою работу» (Шмот, 20:9), и поясняет Раши на основании Мехильты: пусть с наступлением Шаббата вся твоя работа будет в твоих глазах завершенной – чтобы она не занимала твоих мыслей.

Пусть не говорит человек, что субботний «простой» вредит его работе, лишает его удачи. Тора обещает ему: все наоборот. Благодаря покою в Шаббат будет благословение в его работе и успех – в шесть дней труда.

Подобно объясняют и сказанное в Теилим (1:2-3): «И Торой своей занимается днем и ночью… и во всем, что делает, преуспеет». Не будет у человека ущерба и неудач из-за его постоянства в учебе днем и ночью. Все, чего он мог бы добиться, работай он вместо учебы – он получит (и даже сверх того!) с нулевыми усилиями, и придет к нему благословение Творца.

Таким же образом следует понимать сказанное в Пиркей Авот (2:1): «Подсчитывай потери от заповеди сравнительно с наградой за нее». Пусть не считается с ущербом от выполнения заповеди, потому что награда за нее перевешивает этот ущерб. И хотя сказано до этого: «Будь осторожен с легкой заповедью так же, как со строгой, ведь ты не знаешь, какая награда полагается за них», пусть будет уверен, что не прогадает от выполнения заповеди: награда за нее превысит все потери.

Видится, что так же, как годы шмиты и йовеля находятся на границе природного и сверхъестественного, так Шаббат подобен Грядущему миру и при этом является частью дней Творения – таким образом, он объединяет наш мир с миром Грядущим. Посредством Шаббата попадает в наш мир, в будни, необходимая для существования частичка света – первозданного света, сотворенного в первый день и спрятанного «на будущее», для праведников в Грядущем мире (см. Хагига, 12а). В Шаббат человек благословляется особым «светом лица» (см. Берешит Раба, 11:2), и этот свет символизируют субботние свечи. А у праотцев это благословение выражалось и в материальном, поэтому у них субботние свечи горели всю неделю.

Перевод – рав Ш. Скаржинский, подбор материала – рав И. Д. Фалик


http://www.beerot.ru/?p=14182