О задаче человека в этом мире

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

654
Из книги Нетивот Шалом

Следует сказать, что порядок глав Торы Ки Теце и Ки Таво (сначала «Когда выйдешь на войну на врага твоего…», а затем «Когда придешь в Страну…»)  содержит намек на служение еврея в дни раскаяния. Как написал святой рабби Элимелех из Лиженска («Цетл Катан»), человек создан в мире лишь с тем, чтобы сразить природу. Например, следует сокрушить свои дурные природные наклонности,  ибо цель создания человека в том, чтобы разрушить дурную природу. Для этого требуется сорок дней, в течение которых человек привыкнет перебарывать свои злые природные наклонности. В этом духовный смысл месяца Элуль и Десяти дней раскаяния.

В книге «Торат Авот» приведено от имени святого наставника из Кобрина, что время, отведенное на исправление грехов и раскаяние – это дни месяца Элуль.

Служение же Всевышнему в Рош а-Шана состоит в том, чтобы воцарить Его над каждой частью своего тела. Период из сорока дней начинается тридцатью днями Элуля, когда необходимо исправить все, что связано с грехом и обратиться ко Всевышнему. Все это – подготовка к Рош а-Шана, к тому, чтобы в этот день  быть готовым и достойным воцарить Всевышнего над всеми частями своего тела. Есть части тела, над которыми легче воцарить Его, но есть и другие, которые служат обителью вожделений, и следует воцарить Всевышнего, благословен Он, над каждой из них.

На это намекает и порядок глав Торы: сначала – «Когда выйдешь войной на врага твоего».

Сказал об этом святой старец из Ляховичей: когда еврей «выходит», чтобы заниматься делами нашего мира – все это «на войну на врага твоего». Ибо все в этом мире находится под властью злого начала, и еврею следует вести войну с ним за каждую пядь. Однако если ты все-таки «выйдешь войной на врага твоего», тебе обещана победа: «И предаст его Г-сподь, Б-г твой, в руку твою», – в конце концов власть будет в твоих руках. В этом состоит служение месяца Элуль – «когда выйдешь войной на врага твоего». А затем – «когда придешь ты в Страну…» – в Рош а-Шана, когда осуществишь главную цель – воцарить Всевышнего над каждой частью твоего тела. Эта задача – главная цель всей Торы и всего служения, и это – самая трудная работа. Ведь даже еврей, исполнивший все заповеди, еще не добился ничего, пока не воцарил Творца над собственным телом.

Подобное этому говорится и в святых книгах о том, что 613 заповедей – это 613 указаний и советов, которые помогут еврею исполнить заповедь «и к Нему прилепись».

И, как говорится о стихе «и сделают Мне святилище, и буду Я обитать в среде их», не сказано «в нем» (в святилище), но «в среде их» – в каждом из них. То есть цель каждого еврея – стать «малым святилищем», превратить свое тело в место, где бы обитала Шхина, превратить каждую часть своего тела в «малое святилище». Как говорится в Тикуней Зоар (130), «в каждой части тела следует человеку воцарить Всевышнего, благословен Он, и уготовить Ему место чистое, чтобы поселить Его там». Все 613 заповедей подобны указаниям, как достичь такой ступени. Как сказано в святых книгах, 613 заповедей соответствуют 613 частям тела и жилам человека, каждая заповедь – определенной части тела. Каждая заповедь способна эту часть тела очистить от скверны.

Существо человека делится на три обители – нижняя, вторая и третья.

Душевные качества разума, сердца и органов тела служат обителью вожделений. В соответствии с тремя этими обителями – три главы. «Когда выйдешь ты на войну на врага твоего и увидишь коней и колесницы…» – глава, говорящая о заповеданной войне, намекающая на войну с тем, что запрещено Торой, войну, относящуюся к органам тела, служащим вместилищем вожделений. Вторая глава, «Когда выйдешь на войну на врага твоего», говорящая о войне разрешенной (но не заповеданной), намекает на войну в том, что дозволено Торой. В отношении этого заповедано еврею «освящать себя в дозволенном», в том, что подчиняется влечению сердца. Эта война – не за то, чтобы не допустить запрещенного, а за то, чтобы посвятить Всевышнему влечения сердца. Третья, «Когда выйдешь лагерем на врага твоего – остерегайся всего дурного», – говорит о том, что отдано разуму. Как сказано об этом мудрецами: «Пусть не помышляет человек днем о таком, что приведет его к скверне ночью». Три эти главы говорят о трех войнах, которые предстоит вести еврею в течение всей его жизни.

После упоминания о трех этих войнах сказано: «И будет, когда придешь ты в Страну…».

После того, как Всевышний помогает еврею победить врага – «… и предаст его… в руку твою», остается воцарить Б-га над каждой частью тела. Не только бороться со злом, но и, делая добро, подчинить Ему каждую часть своего тела. И это также касается разума, сердца и тела. Как написал Рабейну Йона о заповеди тфиллин, – Всевышний велел нам накладывать их на руку (напротив сердца), чтобы подчинить помыслы и влечения сердца служению Творцу, и на голову (над мозгом), чтобы служению Его посвятить душу, обитающую в мозге моем, и другие чувства и силы разума. Накладывая тфиллин каждый день, еврей намеревается воцарить Всевышнего надо всем, что связано с разумом и сердцем. И не только избегая зла, но и служа Ему исполнением заповедей. Подобна этому и заповедь бикурим. Как сказал святой старец из Слонима, заповедь бикурим состоит в том, чтобы подчинить Творцу все влечения и наслаждения человека. Как сказано: «И возьми от начатков всяких плодов земли», – от того, что связано с самым приниженным, «земным»,  от того, что связано в человеке с телом, живущим вожделениями.

«От начатков» – от лучшего из вожделений.

Всевышний дал заповедь о первых плодах (бикурим), чтобы человек достиг цельности. Подобно тому, как заповедь тфиллин дана, чтобы подчинить Творцу разум и сердце, заповедь бикурим дана чтобы подчинить Ему самую низменную часть тела, живущую вожделением. Ведь самое тяжелое для человека – посвятить Творцу и вознести к Нему свои самые простые, земные дела, «начатки плодов земли». И не только отдаляясь от зла, но и освящая их, принося в качестве жертвы Всевышнему. Говорится в «Месилат Йешарим» о том, что святость состоит не в воздержании от неподобающего, но в освящении всего материального, подобно жертве, приносимой на жертвеннике. Намек на это – в заповеди бикурим, возносящей самое земное жертвой Творцу. В этом вершина служения Всевышнему, которой может достичь человек.

И в этом состоит особое содержание заповеди бикурим.

В ней – вершина того, чтобы воцарить Всевышнего над всем телом, не только избегая зла, но и делая добро. И потому столь необычна эта заповедь, содержащая в себе многое, чего нет в других. Сказано про бикурим: «И падешь ниц перед Г-сподом, Б-гом твоим» и «станешь радоваться всему добру…».  «Как приносят бикурим? Служители Храма и казначей выходят навстречу им (приносящим), и все ремесленники встают перед ними, флейта играет перед ними…» Нет другой заповеди, где полагался бы такой почет исполняющим. И все это из-за того, что бикурим указывают на посвящение Всевышнему того, что тяжелее всего Ему посвятить. Поэтому сказано: «И падешь ниц». Не «поклонишься», преклоняя перед Б-гом только верхнюю половину тела, вмещающую мозг и сердце, а «падешь ниц» – всем телом. Ибо в этом содержание заповеди бикурим: вознести, как жертву Всевышнему, самые «земные» дела.

В этом – служение этих святых дней, Дней раскаяния, данных нам Творцом: не только для исправления грехов, но и чтобы воцарить Всевышнего над всем телом. И хотя эта ступень весьма высока, «начало – труд, а в конце – подарок свыше».

«Падешь ниц перед Г-сподом Б-гом твоим», полностью предавая Ему себя, – в этом цель служения и цель этих святых дней. Говорится в книге раби Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви», что, как известно, не искупает Йом-Кипур, пока человек не отдастся Всевышнему полностью, не ощущая собственного существования. И говоря «И возьмешь от начатков всех плодов земли», Тора наставляет еврея, как достичь этого: пусть отдаст он Б-гу «первинки» всего. Приступая к любому делу, пусть задумается прежде, угодно ли оно Творцу. И, начиная дело, пусть решит, что, не будь это желанно Б-гу, он не делал бы этого. И даже если затем ему не удастся постоянно помнить об этом, тело следует за головой, т.е. его начальное намерение определяет продолжение. И это – путь, который указывает Тора, чтобы воцарить Всевышнего. И тогда, в конце пути, «И поставишь ее (корзину) перед Г-сподом, Б-гом твоим, и падешь ниц…», предавая каждую часть своего тела Славе Творца. И в этом основа служения еврея в начале года: «И возьмешь первинок…» Достичь «… и падешь ниц перед Г-сподом» можно, лишь отдав Ему «начаток».

Цель служения в том, чтобы еврей сломил все зло, обитающее в нем от природы. Как сказал рабби Элимелех из Лиженска о том, что человек пришел в мир сломить, подчинить себе природу свою, а затем – воцарить Всевышнего над всеми частями своего тела.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=51403