Разговор лицом к лицу

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

1457
радоваться

«Лицом к лицу говорил Г-сподь с вами на горе, из пламени. Я стоял между Г-сподом и вами» (Дварим, 5:4).

Рамбан и другие комментаторы замечают, что слова эти, на первый взгляд, содержат некое противоречие. Ведь пиком этого возвышенного события – дарования Торы – было то, что народ Израиля удостоился откровения Всевышнего лицом к лицу, высочайшего прилепления к Нему, что подобно свадьбе, как комментируют наши мудрецы слова из Песни Песней: «В день его (царя) свадьбы» – это день дарования Торы. Чтобы достичь такого высокого уровня, были необходимы множество дней подготовки, и три дня отдаления от всего мирского. Громы, молнии, гора, горевшая ярким пламенем, и «устрашился весь народ в стане» – наши мудрецы говорят, что это был страх, прогнавший духовно нечистую кровь (дамим тмеим).

Это намек на то, что эти силы действуют в каждом поколении, каждый год. Но тогда это все исходило Свыше, это было «пробуждение Свыше», а теперь, в каждом поколении, ежегодно, должно происходить «пробуждение снизу», и каждый человек удостаивается получить тот удел в Торе, который подобает ему в соответствии с его духовным уровнем и подготовкой.

Обо всех праздниках сказано, что Всевышний «освящает Израиль и времена». Это значит, что святость времени (праздника) зависит от уровня святости, которой еврей освящает себя, чтобы встретить этот праздник.

Наш учитель, святой мудрец из Слонима, приводит пример: отец берет сына и поднимает его на вершину горы, где тот видит потрясающие пейзажи. После этого он спускает сына вниз и говорит ему: «А теперь, если ты хочешь заново полюбоваться этими прекрасными видами – ты должен самостоятельно подняться на гору, шаг за шагом». Так человек, в начале своего служения Всевышнему, ощущает небывалый духовный подъем. Но потом у него отнимают это чувство, и он должен очень много трудиться, пока не почувствует хоть что-то. Точно так же было и с дарованием Торы: в тот момент было невероятное раскрытие Всевышнего, и с тех пор каждый год каждый человек получает Тору на своем уровне, который зависит от его подготовки к этому великому дню.

Как же человеку из плоти и крови достичь этого высочайшего уровня «лицом к лицу»?

Следует сказать, что существует особый путь, как подняться на гору Всевышнего и стряхнуть с себя всю материальность животной души. Как мы объясняли в другом месте, тот, кто говорит «и были созданы небо и земля», как будто становится соучастником Всевышнего в Творении мира (Шаббат, 119б). И тот, кто выполняет заповедь сукки, тоже как бы участвует вместе с Ним в творении мира («Баер эйтев», §639, от имени рава Вайля). На первый взгляд, как это можно понять – быть «партнером» Всевышнего? Как, произнося стих «и были созданы…» или строя сукку, еврей становится партнером Всевышнего, создавшего все миры?

Это подобно человеку, который женится, и, даже если его жена не приносит с собой никакого приданого и ничего не зарабатывает, она все равно становится равноправной с ним владелицей всего его имущества (по словам РаН, Недарим, 30а).
Ведь во время кидушин (освящения) она как бы аннулирует свое мнение и полностью отдает себя мужу, а он вводит ее в свое владение.

Тем самым, нет более двух отдельных существ: она становится неотъемлемой частью мужа, и получает долю во всем, что у него есть. Так и тот, кто говорит «и были созданы небо и земля…» принимает на себя Субботу, чья суть – это единение Всевышнего и общины Израиля, как сказали мудрецы: «народ Израиля будет твоей парой». (Речь идет о мидраше, в котором Суббота приходит к Всевышнему и жалуется, что у всех дней недели есть пара, а у неё – нет. Тогда Всевышний говорит ей: «народ Израиля будет твоей парой» – прим. пер.). Так что он само собой становится партнером Всевышнего во всем Творении мира. То же самое и с постройкой сукки, символизирующей хупу, как сказано: «Привел меня Царь в покои свои». Этот путь служения Всевышнему выше всех остальных видов служения, ведь когда еврей аннулирует себя, всю свою материальность так, что она полностью подчиняется Всевышнему, и как бы исчезает по отношению к Нему, даже если у него нет Торы и добрых дел, он удостаивается высочайших духовных ступеней.

В этом и заключается главная суть святого праздника Шавуот – абсолютное нивелирование себя по отношению к Всевышнему и его Торе, подобно свадьбе, до такой степени, что ты удостаиваешься уровня «лицом к лицу говорил Всевышний с вами», а именно – святого слияния «лицом к лицу».

Об этом сказано в книге «Кдушат Леви» (о Рош а-Шана): «Известно, что Йом-Кипур искупает грехи человека только в случае, когда он приводит себя в состояние полного самоаннулирования, когда он говорит: “Я сам, и все, что у меня есть, все мои силы и таланты – все это принадлежит Всевышнему”, и тогда он соединяет себя с Всевышним, как бы представляя собой ничто. Вполне возможно, что именно это было служением первосвященника в Святой Святых. В момент, когда он падал ниц, он имел в виду, что все, что в нем есть – принадлежит Творцу». Можно объяснить его слова, что Йом-Кипур – это день примирения Всевышнего с народом Израиля, в этот день были даны вторые Скрижали Завета взамен разбитых.

Это высшее соединение «лицом к лицу».

Именно поэтому сказано, что в это время в Шатре Встречи не должно быть никого, да и сам первосвященник, входящий туда, превращает себя в «ничто», как бы отменяет свое существование. Намек на это мы находим в продолжение стиха: «Я стоял между Всевышним и вами». Объясняет великий Бааль Шем Тов: «Что стоит между человеком и Всевышним? “Я”. Его “я”, его собственное эго – это и есть стена, разделяющая между Всевышним и вами». Поэтому Моше и говорит им: если вы желаете достичь максимального соединения с Творцом, уровня «лицом к лицу», знайте, что вы не сможете прилепиться к Нему, если не уберете эту стену – свое собственное «я».

Поскольку вся суть принятия Торы – это полное аннулирование себя перед Всевышним, еврей должен уметь полностью подчинять себя Ей.

Ведь Тора представляет собой букву вав (ו) в четырехбуквенном имени (י-ה-ו-ה), соединяющую между верхней ей (ה) – Всевышним, и нижней ей (ה) – народом Израиля, как сказано в святой книге «Зоар», что Всевышний, Тора и народ Израиля – это единое целое. Поэтому человек может удостоиться Торы, только полностью подчинив себя ей, как сказали наши мудрецы (Брахот, 63б): «Слова Торы осуществляются только для того, кто умерщвляет себя ради нее». Имеется в виду – аннулировать свое эго. Теперь мы сможем понять для чего нужны были громы, молнии и великий страх, охвативший народ Израиля перед получением Торы. Ведь поскольку человек создан из земли, в нем есть сила земли, материальности, которая мешает ему прилепиться к Всевышнему и Торе.

Громы, молнии и страх, который они вызвали, очистили души евреев от этой материальной основы, чтобы они смогли достичь полного соединения с Всевышним.

Эта сила заново возрождается каждый год, в каждом поколении. Примером этого мы видели, как великий хасидский рав однажды в Шавуот вечером сказал, что не может сказать сейчас слова Торы, ведь вся Тора прошлого года закончилась, а Тора этого года еще не дана. Поэтому можно только подготовиться к ее принятию, как сказали наши мудрецы: «В страхе и трепете, в дрожи и поте», и начал дрожать так, что это было видно глазу. Именно страх и трепет, дрожь и пот, позволяют стряхнуть с себя материю, полностью аннулируя себя перед Всевышним. Это и есть подготовка к получению Торы.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=89167