Шаббат а-Гадоль — «Великий Шаббат»

Дата: | Автор материала: Рав Шмуэль Бурнштейн из Сохачева

3162
шаббат а-гадоль

[Десятого Нисана, в Шаббат, за четыре дня до принесения первой пасхальной жертвы и за пять дней до выхода из Египта, евреи взяли ягнят и начали процесс подготовки к принесению их в жертву. Это было откровенным бунтом против господствующего в Египте культа овцы. С тех пор Шаббат, предшествующий Песаху, называется «Шаббат а-Гадоль», «Великий Шаббат».]

Требуется понять смысл дня «Шаббат а-Гадоль», и почему, когда брали ягнёнка десятого числа месяца Нисана, это должно было быть сделано именно в субботу. А сам этот факт очевиден. Ведь если бы день недели не имел значения, а самое важное было взять ягнёнка именно десятого числа, день десятого Нисана назывался бы «Йом а-Гадоль», «великий день», а не «великая Суббота». В действительности же Шаббат перед Песахом всегда называется «Шаббат а-Гадоль», даже если этот Шаббат не выпадает на десятое число. Поэтому очевидно, что значимость этого дня заключается, в первую очередь, в том, что эти события произошли в Шаббат.

Мудрецы сказали: «Поскольку не было у них заповедей, в заслугу выполнения которых их можно было бы спасти, дали им Песах и обрезание».

Необходимо понять, почему нам были даны именно эти заповеди.

Это можно объяснить следующим образом. В писаниях Аризаля приводится, что когда Адам отведал плод древа познания добра и зла, он смешал добро и зло. И это нанесло ущерб душам всех людей — ведь все они часть души Адама, как сказали мудрецы [«Шмот Раба», гл. 40, на стих «Где был ты, когда Я основал землю?» (Иов, 38:4)]. А после этого, в течение 130 лет, когда Адам отдалился от своей жены [для того, чтобы искупить свой страшный грех], к нему приходили духи и возбуждались от него. [А в трактате Эрувин (18б) приводится, что это приводило его к самопроизвольному семяизвержению.]

В результате этого души, происходившие из добра, были повергнуты в яростные нечистые силы, именуемые «злом». Это были чрезвычайно святые и высокие души. [Они воплотились и пришли в этот мир в телах людей в поколении Эноша и совершили грех идолопоклонства. Потом] они вновь воплотились в поколении потопа и продолжали грешить. После этого они опять воплотились в поколении раздора (в поколении, которое построило Вавилонскую башню). Их следующее воплощение было в поколениях, которые пребывали в рабстве у фараона. И это очищало их от примесей зла, пока не вышли оттуда чистыми и выбеленными. И всё это объясняется в писаниях Аризаля.

Приводится, что в съедении плода древа познания добра и зла был аспект идолопоклонства.

Как сказали мудрецы [«Берешит Раба», гл. 19, на стих «В день, в который поедите от него, откроются глаза ваши, и будете вы как боги, знающие добро и зло» (Берешит, 3:5)]: «”И будете как боги” — создатели миров; [Всевышний] поел от этого дерева и создал мир». То есть Адам поверил в первичность древа, [что противоречит одному из самых основных принципов веры, в соответствии с которым Всевышний является первопричиной всего сущего]. И из-за этого заблуждения возникло в мире идолопоклонство.

А во втором грехе, который Адам непреднамеренно совершал в течение ста тридцати лет (как объясняется в трактате Эрувин, 18б), не было даже следа идолопоклонства. Но из него возникли два других тяжелейших греха: разврат и кровопролитие. [Таким образом эти души погрязли в трёх грехах, о которых сказано, что «лучше умереть, чем совершить их». Эти три греха – идолопоклонство, кровопролитие и разврат – являются корневыми нарушениями, а все остальные грехи являются аспектами этих трёх грехов.]

Перевоплощение в поколении Эноша (см. Берешит, 4:26) было необходимо для исправления первого греха – идолопоклонства. Воплощение в поколении потопа было необходимо для исправления второго греха — разврата. А поколение раздора вновь воплотилось для того, чтобы исправить грех идолопоклонства. Но во всех этих поколениях люди, вместо того чтобы исправиться, наоборот, нагрешили ещё больше. И только в Египте они были сполна наказаны за всё это. Когда фараон постановил «Всякого новорожденного сына бросайте в реку» (Шмот, 1:22), был искуплён второй грех [связанный с развратом и кровопролитием] — грех поколения потопа. А когда евреи работали «Над глиною и кирпичами» (Шмот, 1:14), исправили грех поколения раздора, о котором сказано «Стали у них кирпичи вместо камней, а глина была у них известью» (Берешит, 11:3).

Но [после того, как они исправили грехи и избавились от нечистоты], им были необходимы заповеди для того, чтобы обрести святость.

Ведь пока они не погрузятся в святость в той же степени, в которой они до этого были погружены в грех, они не могут удостоиться избавления. Именно в этом заключается причина того, что им были даны Песах и обрезание. Ибо Песах — это искоренение идолопоклонства, как сказали наши мудрецы в книге «Зоар» и в других местах: «Откажитесь от язычества и возьмите себе агнцев для заповеди». И это было окончанием исправления первого греха Адама. А обрезание — это исправление второго греха, что очевидно.

Грех идолопоклонства — это внутренний грех, так как он прежде всего связан с разумом, который скрыт.

И поэтому единственный грех, размышление о котором рассматривается как действие, — это идолопоклонство, как объясняется в конце первой главы трактата Кидушин (39б). [То есть мысленное признание истукана или звезды богом рассматривается как действие.] Из этого следует, что заповедь приношения пасхальной жертвы, смысл которой — уничтожение идолопоклонства, должна была начаться именно в Шаббат.

Ведь сама заповедь Шаббата тоже сокровенна; Шаббат зовётся «днём души».

[На самом простом уровне это означает, что это день особенного постижения света Торы, день возвращения к Творцу из любви к Нему. См. «Зоар» 2, лист 201а.] И поэтому прийти к выполнению заповеди взять агнца [идола египтян], означающей отказ от идолопоклонства, можно было только в Шаббат и только с помощью Шаббата; в день, когда их озаряло сияние святости Шаббата. И благодаря силе Шаббата, который они уже начали соблюдать, смогли принести пасхальную жертву. И поэтому день, когда взяли агнца для жертвы, связан именно с Шаббатом.

Из этого также следует, что всё избавление пришло вследствие субботнего дня.

Мой святой дед, ребе из Коцка, говорил, что в Небесах есть чертог любви. Когда он открыт, он приносит великую любовь между народом Израиля и их Небесным Отцом, а также великую любовь между евреями. Святой раби Леви Ицхак из Бердичева открыл этот чертог, и в его время в мире действительно царила великая любовь. Но из-за того, что злодеи использовали эту любовь для плохого, праведники поколений старались закрыть этот чертог. Так говорил мой дед.

И благодаря этим словам я понял, что подразумевали мудрецы, когда сказали о свете, который был создан в первый день творения (Иерусалимский Талмуд, Брахот 8:6): «Увидел, что нехорошо, чтобы пользовались им злодеи, и отделил его для праведников, чтобы был у них в будущем». Ведь известно, что свет, созданный в первый день, — это благодеяние (хесед), и это и есть тот самый чертог любви.

Известно, что источник всех грехов — это жажда и вожделение к недозволенным вещам.

И даже грех идолопоклонства происходит из-за того, что человек жаждет получить влияние и поток блага от звёзд и планет [вместо того, чтобы получать его напрямую от Всевышнего]. И о самом первом грехе, связанном с древом познания добра и зла, сказано «И увидела женщина, что древо хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно древо для познания» (Берешит, 3:6).

Как известно, натура человека такова, что у него всегда есть жажда к чему-либо. И если он не направит эту жажду в нужном направлении, а именно на служение Всевышнему, то обязательно возжелает низменные, материальные вещи. Мудрецы намекают нам на эти два вида жажды (Мегила 6а) и называют их «Кесария и Иерусалим». Они сказали: «Кесария и Иерусалим: если кто-либо скажет тебе, что оба они разрушены, или что оба они заселены, не верь. [Если же тебе скажут, что] один из них разрушен, а другой заселён, или наоборот, — верь».

Чем больше человек стремится к святому, тем больше это стремление избавляет его от жажды всего остального.

Но как может он желать святости, если ещё не очистился от скверны? Только в особые периоды времени, когда чертог любви немного открывается, к нему в сердце может просочиться любовь и жажда святости. Но остаётся непонятным, как может открыться чертог, когда превалируют стремления к нечистому — ведь существует опасность, что эта любовь взрастит страсть к вещам непотребным!

И всё это было в Египте. Избавление выросло из жажды к святости.

И сказали мудрецы, что Царь Царей раскрылся им и избавил их. Это означает, что когда раскрывается Б-жественность, сердца народа Израиля стремятся к Нему, благословен Он, подобно тому, как железо тянется к магниту. Но в Египте это было сокрыто. И пока жажда к пустым вещам господствовала, в этом мире не могла раскрыться любовь.

И только в Шаббат, в день любви и согласия, был взят агнец для Пасхальной жертвы, и таким образом был исправлен грех идолопоклонства. И исчезли посторонние вожделения, проистекающие из влечения к древу познания добра и зла, как мы объяснили выше. И теперь, когда ослабли посторонние вожделения, злодеи уже не могли воспользоваться раскрытием любви для своих неправедных целей. Ведь единственная причина, по которой злодеи могут использовать Б-жественную любовь для своей презренной любви, — это сокрытие лика Всевышнего.

Следовательно, после того как истребят идолопоклонство и прекратится действие того, что скрывает и уменьшает свет Всевышнего, злодеи больше не смогут использовать Б-жественную любовь для своей грязной любви. Ибо известно, что вся их способность извлекать для себя пользу из святости проистекает только из сокрытия и сокращения света. Но после уничтожения силы идолопоклонства, сокрытия и сокращения, можно открыть чертог любви. И тогда энергия возбуждения и жажды была направлена на святость. И тогда исчез и был исправлен второй грех Адама, и еврейский народ пришёл к заповеди обрезания. И в этом заключается смысл слов «Царь царей открылся им и избавил их».

Получается, что избавление произошло только благодаря тому, что всё началось в Шаббат.

Следовательно, каждый Шаббат, предшествующий Песаху, даже если он не выпадает на десятое число месяца Нисана, зовётся «Шаббат а-Гадоль», «Великий Шаббат». Ибо слово «великий» намекает на качество благодеяния, хесед. И на это намекает стих «Твое, Г-споди, величие, и могущество, и великолепие, и вечность, и сияние, потому что все, (что) в небесах и на земле, Твое, Г-споди; (Твое) царство, и превознесен Ты над всеми» (Диврей а-Ямим 1, 29:11).

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=50427