Шульхан а-Таор — Испытания маном

Дата: | Автор материала: Рав Аарон Рата

1696

Выдающийся хасидский наставник рав Аарон Рата (5654, Унгвар (Ужгород) – 5707, Йерушалаим), был автором книг «Шомрей эмуним», «Таарат а-Кодеш», «Шульхан а-Таор» и др. Реб Ареле, как называли его ученики основал хасидский двор «Шомрей Эмуним», из которого впоследствии возникли еще два хасидских движения – «Толдот Аарон» и «Толдот Авраам Ицхак». Ниже приведены выдержки из его книги «Шульхан а-Таор».

В главе Бешалах, в отрывке о мане (Шмот, 16:4) сказано: «И сказал Г-сподь Моше: Вот, Я спускаю вам хлеб с небес, и выйдет народ, и будет собирать ежедневно на день – дабы испытал Я их, пойдут они по Моей Торе или нет». Зоар перечисляет три испытания, проверки, связанные с маном. (Ман оказывал огромное духовное влияние на человека, принимающего «хлеб с небес» с благодарностью. И именно за счет этого каждый мог почувствовать в мане самые разнообразные изысканные вкусы. Но те, кто был недоволен этой пищей, пытались механически улучшить свойства мана – совершенно тщетно. Три категории этих усилий изложены ниже. – Здесь и далее прим. перев.)

«Искал народ и собирал» (Бемидбар, 11:8) – указание на усилия по добыче излишнего количества пищи. Слово шату (здесь – искать, рыскать) указывает на глупость такого поведения (от слова штут – глупость, безумие) (каждый все равно получал равную меру – омер.)

«Толкли [ман] в ступке» (там же) – усилия в приготовлении еды, испытание тех, кто день и ночь гонятся за заработком. Это заполняет все их время, не давая передышки, во время которой они могли бы задуматься, для чего пришли в материальный мир.

Третье испытание обозначено словами: «Мололи [ман] жерновами» (там же). Оно соответствует обыкновению некоторых людей готовить изысканные трапезы на каждый день, как на праздник. Привыкший к такому, если не обнаружит пищу «на должном уровне» и согласно его вкусу, рассорится с женой, возгорится в нем огонь гнева. Мне случалось много раз наблюдать подобных безумцев. На что тут гневаться? Ведь все эти яства послужат причиной боли и горя посредством [могильных] червей (Авот, 2:8: «умножающий плоть множит червей»), и тогда плоть его будет страдать, и душа скорбеть.

Не следует человеку радоваться, добыв много пищи – ведь любое удовольствие в этом мире вычитается из его достояния в мире грядущем, из духовного наслаждения, которое «ничей глаз не видел» (Йешаяу, 64:3) (оно настолько возвышено, что недоступно нашему постижению). «В грядущем мире даже мимолетное удовольствие значительнее всех благ этого мира вместе взятых» (Авот, 4:17). Знай, что высшее наслаждение, причитающееся за исполнение заповедей, не имеет границ и непостижимо нашим разумом. Но, будучи спущено в материальный мир, оно преобразуется в атрибуты ограниченного мира. Так что человек может получить всю свою награду в этом мире, не дай Б-г. Ведь всем составляющим материальности соответствуют сущности высших миров, бесконечно великие, как со стороны добра, так и наоборот. Но, спускаясь в наш мир, они становятся маленькими. Пример: солнечный диск, видимый нами размером с ладонь, на самом деле неимоверно огромен, как известно астрономам. Так же награда за заповеди в высшем мире больше любой меры и представления, но, спустившись в этот мир, обретает границы. И поэтому Святой, Благословен Он, выдает грешникам награду (за отдельные заповеди) здесь, чтобы лишить их доли в мире грядущем. Так сказали мудрецы (Кидушин, 40): «Святой, Благословен Он, осыпает злодеев благами, чтобы в грядущем мире лишить их всего и спустить на самый нижний уровень, как сказано (Мишлей, 14:12): «Есть путь, прямой в глазах человека, но в конце это дороги смерти». Этого страшились все великие праведники – может, они «проели» свою долю в грядущем мире, как сказал Яаков (Берешит, 32:11): «Стал я малым из-за всего добра [оказанного мне Творцом]» (согласно объяснению Рамбана). Подобное писал о себе а-Кадош из Люблина: по своей великой скромности он опасался, что все его великие достоинства достались ему по принципу «платит ненавистникам своим при их жизни, чтобы их извести» (Дварим, 7:10), упаси Б-г. Как известно, мудрецы Талмуда переживали и боялись, что им выплатили всю награду при жизни – когда проходило 40 дней без малейших неприятностей.

Общеизвестно, что Тора – на все времена. В наши дни Всевышний испытывает человека, сколько усилий он вкладывает в поиски пропитания – соответственно первому из упомянутых испытаний, которым проверялось, не сдвинутся ли они с места ради нахождения пищи. Было (и есть) три типа поведения. Уповающие на Творца даже не выходили из шатра. О части сказано: «И выйдет народ, и будет собирать», – они прикладывали определенные усилия, но в рамках разумного, чтобы не потратить жизнь на материальность, чтобы основное оставить для служения Всевышнему. Третья группа – «Рыскали и собирали»; эти разбрасываются на обширные поиски и расходуют свои дни на тщету и суету. Они не дают себе свободного времени, за которое могли бы задуматься, ради чего спустились в этот мир. Горе глупцам! Рамбам в предисловии к книге «Зраим» высмеял их своими святыми словами: «Если бы не безумцы, мир был бы не обустроен. Нет большего безумия, чем поехать со второго пояса на шестой (из семи поясов населенного мира), как делают люди, слабые души и бедные умственным сложением. Они в пути зимой и летом, подвергаясь опасности со стороны дикий зверей – чтобы заработать тут динар, тут золотой, и душу продают за это. Собрав капитал, они начинают раздавать его мастерам – возводить себе долговечные жилища из камня, надежные стены, хотя за те немногие годы, что им остались, не успела бы обветшать и хижина. Есть ли безумие, подобное этому? Так и все удовольствия этого мира – полнейшее легкомыслие и глупость, но за счет них обустраивается мир».

Первым, истинно уповающим на Творца (таких людей немного), все пропитание придет безо всяких усилий. Ведь все вопросы добычи пропитания – лишь испытание людям. Написано в святых книгах: «если бы человек по-настоящему полагался на Провидение, пропитание бежало бы за ним, даже залезь он на верхушку дерева. Не описать чудеса, сделанные людям в области пропитания в заслугу веры, и это видели мы своими глазами, и рассказывали нам предшественники».

Приводит Мидраш Раба (Ваикра, 16, 3): «Было с одним человеком, который вывел: нет волоса на теле, которому бы Всевышний не создал отдельную пору, чтобы волосы не мешали друг другу получать жизненную силу. Сказала ему жена: «И после этого ты будешь пускаться в разъезды искать заработок? Сиди дома, и Творец поддержит тебя. Послушал ее, остался дома, и Всевышний не оставил его – он нашел заработок не выходя из дома».

Приводит книга «Маор ва-Шемеш» (Беар): «Пусть сделает человек изучение Торы постоянством, а заработки – второстепенным, и не подставит плечо под бремя сиюминутных занятий. Каков прок человеку от всего труда его под солнцем? Временами человек трудится все дни и ночи, и в результате ему едва хватает на скудное пропитание. Но если станет уповать на Всевышнего и переключится на Тору и служение, несомненно, придет к нему пропитание достойным образом».

Мы видим во всех поколениях праведников, посвятивших себя Торе и служению, и при этом Всевышний обеспечивает их достойным пропитанием с небес. У них пусть учатся современники упованию на Творца, они как сосуд с маном, который сохранил Аарон, и который служил многим поколениям назиданием не увлекаться сиюминутной тщетой, но верить, что от Г-спода придет им пропитание. Так в каждом поколении есть праведник, чье пропитание приходит чудесным образом, он – «склянка с маном» для всего поколения. Так, к примеру, рассказывается о ряде учеников Бааль Шем Това, что происходили с ними в этом отношении многочисленные чудеса; многие из них просто каждый день обнаруживали в кармане то, что было им нужно на день. И мне также достоверно известно от надежного человека, что его пропитание какое-то время обеспечивалось чудом: он обнаруживал деньги в своей котомке; после определенного события это прекратилось. И не сочти, любимый брат мой, что это все подходит лишь прошлым поколениям, которые в силу своей святости и чистоты удостоились такого, – это неверное суждение. «Я – Г-сподь, не изменился» (Малахи, 3:6) – к Всевышнему неприменимо понятие «перемены», не дай Б-г. «Уповающего на Г-спода окружает милость – даже грешника» (Ваикра Раба, 15, 4). А мы, все-таки, милостью Небес, ежегодно удостаиваемся быть записаны в книгу средних, и так же говорит Талмуд (Брахот, 61). Безусловно, без малейшего сомнения, если укрепимся в уповании на Всевышнего, изольется на нас «Милость Б-га каждый день» (Теилим, 52:3). А беды, не дай Б-г, в основном приходят к человеку из-за отсутствия веры.

Вернемся к теме мана. Давая ман Израилю, Всевышний показал им, что пропитание приходит к ним сверхъестественными путями. И в горестях изгнания их ждет несколько испытаний в этом отношении, так же, как собственно ман призван был испытать их веру, насколько хватит ее силы: или они увлекутся физической стороной, или за счет такой пищи станут доступны им возвышенные постижения. Поэтому говорили сыны Израиля, питающиеся маном, друг другу (Шмот, 16:15): «מן הוא?», «Что это?» Эти же буквы складывают слово אמונה – доверие. Говорили они: «Эта еда дана нам для испытания доверия к Творцу».

Вот, указание на источник пропитания евреев содержится в отрывке о мане: הפרנסה (пропитание) и עומר מן (мера объема, дневная норма мана) равны по численному значению с учетом количества букв. (К гиматрии слова «а-парнаса» прибавляется 6, другими словами, значение каждой буквы увеличивается на 1. Это символизирует объединение числа. Уместность применения такого подсчета, как и вообще весь вопрос гиматрий – явно компетенция лишь величайших мудрецов.) Отсюда берет начало практика читать отрывок о мане каждый день, как советует Рабейну Бехайе, и обещано, что в заслугу этого не будет у человека недостатка в пропитании. Отмечает книга «Ор а-Маор»: не имеется в виду просто читать текст – многие так поступали, и все равно испытывали нехватку средств. Речь о том, чтобы постоянно закреплять в сердце веру в Провидение, в то, что Всевышний заботится о каждом в отдельности. Об этом сказал Ирмияу (2:31): «Вы – поколение – смотрите!», объясняет Мехильта (Бешалах, 16), что пророк вынес и показал им сосуд с маном. Их затруднял вопрос: как мы станем заниматься Торой, на что мы будем жить? Ответ – посмотрите на ман: Всевышний может обеспечить вас пропитанием с небес! Если с такой верой произносить отрывок о мане – несомненно, это поможет в пропитании.

Подбор материала – рав И. Д. Фалик, перевод рав Ш. Скаржинский


http://www.beerot.ru/?p=10982