Адмор из Ожарова — Немного света разгоняет много тьмы

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Лоренц

2164
адмор из ожарова, штибл, разгоняет много тьмы

Глава третья. Во главе общины

Безусловное доверие к мудрецам

Наш учитель часто говорил: «Бней Тора [люди, у которых изучение Торы – главное дело их жизни] должны знать, что одного только изучения Торы недостаточно, и они обязаны освящать имя Всевышнего, как это мы находим у наших мудрецов, которые сказали, что мир держится на Торе и служении Всевышнему. И здесь имеется в виду не принесение себя в жертву в полном смысле этого слова, а освящение Его имени в ходе жизни. Обязанность бней Тора – объединиться как один в организационных рамках, подчиненных великим мудрецам и праведникам поколения, заниматься распространением Торы и подготовкой почвы для прихода Машиаха…

Дурное побуждение направляет свои усилия главным образом на то, чтобы подорвать у человека безусловное доверие к мудрецам, – по нескольким причинам. Ведь самое важное у человека – свободное от посторонних влияний, абсолютное доверие к мудрецам. [Примеч. редактора: как к мудрецам Мишны и Гемары, так и к более поздним, включая живущих в наши дни.] В Гемаре сказано (Шаббат, 119б), что не только из-за пренебрежения мудрецами Торы был разрушен Храм, но также из-за того, что приравнивали больших мудрецов к малым…»

В чем различие между нами и другими партиями?

Адмор был членом Совета великих мудрецов Торы. Его особая, исключительная личность придавала большой вес всем обсуждениям и всем решениям, принимаемым на заседаниях Совета.

Бывали периоды, когда по разным причинам деятельность Совета оказывалась почти полностью парализованной. Это было для адмора чрезвычайно болезненным, и он делал все, что мог, для ее возобновления, как это видно из приводимого ниже письма, которое он переслал через одного из своих верных помощников, рава Яакова Фишера, адмору из Гур, автору книги «Бейт Исраэль» (раву Исраэлю Алтеру).

«Великого мира и благополучия досточтимому святому адмору из Гур!

Уже некоторое время меня чрезвычайно огорчает то, что не собирается Совет великих мудрецов Торы – как будто он распущен; и многие из деятелей “Агудат Исраэль”, здесь и за границей, сожалеют об этом. И также я думаю, что строго по букве закона у “Агудат Исраэль” нет права на существование, поскольку основой “Агудат Исраэль” было наличие Совета и то, что он будет вести дела свои в согласии с мнением Торы. А мы – посланники основателей “Агудат Исраэль”, и официально провозглашенной целью “Агудат Исраэль” было решение проблем, стоящих в повестке дня, в духе Торы. И без этого Совета – в чем же разница между нами и другими партиями? И потому я прошу уважаемого святого рава, чтобы он нашел необходимым возобновить деятельность Совета, и как будет осуществляться управление Советом – этой проблеме нужно найти разумное решение. И также чрезвычайно актуально, как мы уже говорили в течение многих лет, добавить в Совет новых членов. Нет нужды продолжать об этом далее – и я предлагаю, со своей стороны, чтобы досточтимый святой адмор стал главой Совета.

Желающий благополучия, со всем почтением, Моше Йехиэль а-Леви».

«Агудат Исраэль» – мой отдых

Однажды один из деятелей «Агудат Исраэль» пришел к адмору в краткий час его дневного отдыха и попросил выслушать сообщение о деталях происходящего в «Агудат Исраэль». Домочадцы рава Моше Йехиэля стали упрашивать пришедшего уйти, так как беседа крадет у рава время его отдыха, но адмор запротестовал; он сказал: «Наоборот, для меня это отдых – когда мне докладывают, что “Агудат Исраэль” живет и действует…»

Дела организационные – на службе святости

Наш учитель не только говорил, но и исполнял сказанное. Отдавая себя решению сложных проблем общества Торы в Земле Израиля, он не пренебрегал и другими вещами, которые иным могли показаться не столь уж важными.

Он не видел ущемления своего достоинства в том, что деятели общины осаждали с утра его порог и затягивали его в паутину проблем, казалось бы, чисто технических или организационных. Когда с ним говорили о такого рода делах, никак не соответствующих его духовным высотам, – он выслушивал, давал совет, излагал свое мнение, сглаживал углы и помогал создать атмосферу духовности и святости также и в делах, казалось бы, малых и незначительных.

«В прошлом люди стремились что-то дать “Агудат Исраэль”»

Адмор полагал, что «Агудат Исраэль» создана только для того, чтобы ей давали, а не чтобы брали у нее, – не для того, чтобы приносить кому-то какую бы то ни было выгоду. Она создана, чтобы служить «рычагом» в руках людей Б-гобоязненных, которые, не щадя себя, будут стоять на страже подлинной еврейской жизни.

И вот что сказал адмор на собрании, организованном «Агудат Исраэль» в Тель-Авиве в 5720 (1960) году в честь завершения цикла изучения Талмуда по программе «Даф Йоми» – «ежедневного листа»: «В прежние времена приходили люди и предлагали “Агудат Исраэль” свои способности, деньги или умение действовать, стремясь помочь ей. Сегодня положение обратное; в нынешнем поколении – хотят получать. У “Агудат Исраэль” спрашивают, есть ли у нее поле и виноградник, которые она может отдать, и сколько можно получить… И это – черта Амалека… Амалека называют псом, который желает только получать… Но дающим можно стать разными способами, как добрым словом, так и делом. Каждый может сделать что-нибудь – но только таким образом, чтобы это называлось “делом”, – и составят все одно сообщество. Иначе невозможно сделать ничего…»

В другом случае наш учитель выразился так: «Мы уже несколько раз объявляли: “Кто за Г-спода – ко мне!” (Шмот, 32:26) [слова Моше, когда он вернулся в стан после греха золотого тельца], – и почему же тогда не осуществилось для нас [сказанное сразу после этого]: “И собрались к нему сыны Леви”? Лишь потому, что нет сегодня “сынов Леви”, то есть людей, о которых сказано (Дварим, 33:9): “Который говорит об отце своем и о матери своей: не видел я его, и братьев своих не признал, и сыновей своих не знал” [при исполнении приказа сынам Леви поразить мечом всех наиболее виновных в грехе золотого тельца, невзирая на родство]».

Чтобы один еврей начал накладывать тфилин

Супруга рава Исраэля Яакова Вайсфиша из района «Кирьят Менахем» в Иерусалиме сказала нашему учителю, что из-за раввинской должности, которую получает ее муж в этом районе, им нужно будет жить рядом с сомнительными соседями, которые будут создавать проблемы в воспитании детей в духе Торы и Б-гобоязненности. Рав ответил ей так: «Даже если благодаря Вашему мужу один-единственный еврей начнет накладывать тфилин, – вы обязаны идти туда».

Все доходы от книг – в пользу маленьких детей, изучающих Тору

В 5717 (1957) году наш учитель распространил специальное письмо в связи с посвящением доходов от своей книги на нужды образовательной сети «а-Хинух а-Ацмаи» [«Системы независимого образования»]. В нем было сказано следующее: «Живя в Святой Земле среди святого народа, я ощущаю в моем сердце святой долг, лежащий на каждом в нашем народе, – приумножать Тору и давать ей силу в устах маленьких детей, изучающих ее. И вот – великое деяние свершает “а-Хинух а-Ацмаи”, дающая удел в цельной и совершенной Торе и обучающая ей двадцать шесть тысяч детей Израиля. Так пусть же Всевышний добавит к ним еще тысячу раз по столько же, и благословит их, как говорил им. Все обязаны помогать в этом великом деле, и все имеют право на удел в этой великой заповеди, исполняемой посредством “а-Хинух а-Ацмаи”… Я делал все для меня возможное, чтобы оказать существенную поддержку “а-Хинух а-Ацмаи”, и во второй раз посвящаю все имеющиеся в моем распоряжении экземпляры текущего издания моей книги “Эш Дат”, – так, чтобы доходы от нее посвящены были указанной выше цели…»

Немного света разгоняет много тьмы

Адмор из Ожарова предпринимал большие усилия с целью распространения Торы среди выходцев из восточных общин, у которых произошло в последних поколениях огромное духовное падение, и инициировал в связи с этой проблемой несколько фундаментальных мероприятий. Определяющим среди них было основание «Центра уроков Торы», который вначале занимался организацией уроков в разных синагогах для домохозяев в пригородах и жилых районах Тель Авива, а впоследствии – также уроков Торы для работающей молодежи.

Наш учитель, носивший почетный титул наси [главы] всего этого начинания, окружил себя преданной делу командой из числа сотрудников городского отделения «Агудат Исраэль», работавшей под его руководством. И через короткое время в Тель Авиве уже ощущалось влияние уроков Торы – в точном соответствии со словами наших мудрецов: «Немного света разгоняет много тьмы».

Перевод – рав Пинхас Перлов


http://www.beerot.ru/?p=39897