Рав Хаим из Воложина

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

2089

Еврейский мир во все времена держался на изучении Торы. Даже в самые темные дни нашего изгнания оставались люди, которые продолжали самозабвенно учить Тору и наставлять народ. Среди множества великих мудрецов Торы, которыми был благословен наш народ, были люди, чей вклад в еврейский мир можно назвать поистине революционным.

Величайший мудрец Торы, ближайший ученик Виленского Гаона, основатель Воложинской ешивы, «матери всех ешив», рав Хаим из Воложина родился 7 Сивана, во второй день праздника Шавуот 5509 года. Существует история о том, что великий мудрец Торы того поколения, рав Арье-Лейб Гинзбург (автор книги «Шаагат Арье») дал свое благословение матери рава Хаима незадолго до его рождения. Он благословил праведную женщину сыном – выдающимся мудрецом Торы. Спустя годы великий «Шаагат Арье» станет одним из наставников того, кто родился с его благословения.

Рав Хаим рос в доме, полном Торы. Его отец, рав Ицхак, удостоился быть владельцем обширной библиотеки еврейских книг. Эта библиотека была источником святости и еврейских знаний для всего небольшого и бедного городка. Именно наличием библиотеки (которая включала в себя полный набор трактатов Талмуда – вещь по тем временам очень дорогую), доступной для всех желающих изучать Тору, рав Хаим обязан своей первой «встрече» с автором «Шаагат Арье» – рав Гинзбург приходил учиться в их дом.

Уже в детстве проявились у рава Хаима незаурядные способности и постоянство в учебе. Очень скоро рав Гинзбург, который в то время жил в Воложине, взял молодого талантливого юношу в ученики, и таким образом приложил определенные усилия к реализации собственного благословения.

В возрасте 19 лет в жизни рава Хаима произошло событие, которое не только изменило всю его жизнь, но также и для народа Израиля день их встречи с великим Гаоном из Вильно без сомнения может считаться днем великой радости и озарения светом Торы. Величайший Учитель и наставник еврейского народа обрел своего ближайшего Ученика! Если нужно найти образец идеальных взаимоотношений в изучении Торы, то пример Виленского Гаона и рава Хаима из Воложина должен быть одним из первых. Рав Хаим полностью перенял манеру учебы и упорный труд Гаона в Торе и служении Всевышнему.

Роль Гаона из Вильно в еврейской истории и еврейском законоучении трудно переоценить. Его уникальное постижение Торы даже для прошлых поколений великих мудрецов было совершенно уникальным. Однако такая высочайшая святость и такое познание во многом объяснялись полной отрешенностью Гаона от материального мира. Лишь одному человеку (из совсем небольшой группы учеников) удалось вынести эту святость наружу из комнаты, где Гаон, отдалившись от окружающего мира, постигал глубочайшую мудрость. И не просто вынести в себе, а подарить ее всему еврейскому народу! Этот человек – рав Хаим из Воложина.

В возрасте 25 лет рав Хаим становится главой Воложинской общины, однако не прерывает своей связи с великим наставником. Несколько раз в году он приезжает в Вильно и учится с Гаоном. Есть история, рассказанная великим сыном рава Хаима – равом Ицхаком (или равом Ицеле, как называли его современники). Однажды отец взял его с собой в Вильно. Они стояли у двери в комнату Гаона, и рав Ицхак своими глазами увидел трепет и дрожь, которые охватили его отца перед встречей с великим Гаоном!

После смерти Виленского Гаона рав Хаим из Воложина становится его общепризнанным преемником. Через 6 лет после смерти Гаона, рав Хаим начинает открывать ту самую святость, которую он черпал у своего великого учителя: он открывает Воложинскую ешиву…

Нашему поколению это будет тяжело понять. Как же так? Маленький, полный нищеты белорусский городок стал столицей мира Торы? А как же «литовский Иерусалим», Вильно, город Гаона? Почему не Варшава? Или Лемберг (известный нам, как Львов)? Почему все эти богатые города (не обделенные великими мудрецами Торы) не стали пристанищем для «матери всех ешив»? Отрешенность от всего материального, присущая Гаону, была «выучена» и его ближайшим учеником. Для подлинного мира Торы не нужен роскошный дворец. Тора будет жить там, где ее изучают – даже если это нетопленая изба. Свет Торы согреет!

И вот, казалось бы, в неподходящем месте, возникает ешива. По тем временам – событие совершенно неординарное. Рав Хаим строил ешиву в соответствии с принципами и методами изучения Торы самого Гаона. Изучение Торы было непрерывным в самом прямом смысле этого слова – ученики учились посменно: одни учатся, другие отдыхают. Впервые в Воложинской ешиве появилось общежитие, построенное на собранные равом Хаимом пожертвования (и это позволило привлечь учеников из-за пределов Воложина и окрестностей), более того – внутри самой ешивы существовала столовая (до этого ученики столовались по семьям в городе, которые соглашались их принять). Все было направлено на организацию непрерывной учебы. И все это – было впервые! Именно поэтому «мать всех ешив» – все последующие ешивы (до наших дней), это ее «дети».

Это была подлинная революция! Великий ученик Виленского Гаона показал путь спасения для всего еврейского мира, спасения от разрушительных ветров так называемого «просвещения» и от внутренних неурядиц, от галутной бедности и угнетения. Бастион Торы, подлинная крепость, защищающая наш народ – ешива, открытая для всех жаждущих Торы!

Всю свою жизнь рав Хаим посвящал Торе и добрым делам. Он собирал деньги и ходатайствовал за еврейский народ (однажды даже поехал в Петербург – спасать еврейский народ от «русификации»; настойчивость праведника и помощь Свыше помогли надолго отложить «просветительские» планы царского правительства). Деньги шли бедным и на поддержание ешивы, себя рав Хаим ничем материальным не баловал, а во время болезни сетовал, что должен уделить внимание телу.

Его хесед не знал границ. После молитвы он оставался в синагоге и объяснял простым людям различные места в Торе. Это были не ученики ешивы, а простые крестьяне и ремесленники, но и для них нужна была Тора. И он им ее давал – на простом языке, доступном каждому. Подобные «уроки» были для рава Хаима обязательными.

Всю свою жизнь он избегал титулов. Даже будучи признанным главой поколения, руководителем великой ешивы, он избегал слова «рав», подписываясь либо просто именем, либо добавляя одно слово – «меламед» (учитель).

Всю свою жизнь рав Хаим работал над книгами, в которых он систематизировал учение Виленского Гаона. Великое наследие учителя для него было во много раз важнее собственных трудов (многие его рукописи погибли еще при его жизни во время пожара, охватившего Воложин). Свет Торы великого Гаона показал миру его ближайший ученик – рав Хаим из Воложина. На смертном одре он просил своего сына о двух вещах: сохранить ешиву и издать «Нефеш а-Хаим» – фундаментальный труд, в котором рав Хаим в течение многих лет систематизировал учение Виленского Гаона. Именно эта книга и стала тем светом Торы, который проник через стены кабинета Гаона, и осветил весь еврейский мир. Затем, на основе уроков по трактату Авот, которые рав Хаим давал в ешиве, была составлена книга «Руах Хаим».

Как можно описать вклад рава Хаима из Воложина? Человека, который дал нам ешиву в ее нынешнем виде и раскрыл миру сокровенную мудрость великого Гаона. Этих слов просто недостаточно, чтобы оценить великого праведника и мудреца, настоящего ученика своего наставника.

В своем предисловии к книге «Нефеш а-Хаим», рав Ицеле, сын рава Хаима, так описал жизненный принцип отца: «Человек создан не для себя, а для того, чтобы помогать другим – всеми силами!» Рав Хаим из Воложина помог всему еврейскому народу стать сопричастным к наследию Виленского Гаона, а также подарил нам современную ешиву, в стенах которой непрерывно идет изучение Торы!


http://www.beerot.ru/?p=27020