Масей — Изменяющий свой жребий преступает 10 речений

Дата: | Автор материала: Рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай)

3054

Недельная глава Масей

«И сказали они: господину нашему повелел Г-сподь дать землю в наследие по жребию сынам Израиля» (Бемидбар, 36:2).

Тора рассказывает здесь о том, как главы семейств колена Менаше пришли с вопросом к Моше: с одной стороны, Всевышний велел разделить наследный удел в Земле между коленами Израиля так, что запрещено любому колену покушаться на границы другого колена; с другой стороны, Всевышний велел дать часть надела колена Менаше дочерям Цлофхада. Теперь, если дочери Цлофхада выйдут замуж за выходцев из других колен, их наделы перейдут к их мужьям и будут отделены от удела колена Менаше в пользу других колен.

Если вчитаться в язык стиха, станет видно, что в нем использованы «лишние» слова. Например, когда главы семейств Менаше обращаются к Моше, они говорят: «господину нашему повелел Г-сподь дать землю в наследие по жребию сынам Израиля». Зачем уточнять, что земля была дана по жребию, а не иным образом? И в продолжении своих слов они снова упоминают: «и убавится их надел из наследия наших отцов…, и из надела, нашего по жребию, убавится» (Бемидбар, 36:3). И здесь кажется лишним упоминание жребия, им следовало сказать лишь «из наследия нашего убавится». Да и весь этот кусок стиха можно было бы упустить, ведь они уже сказали «убавится их надел из наследия наших отцов», зачем говорить еще «из надела, нашего по жребию, убавится»?

Прежде чем ответить на вопрос, обратимся к книге «Диврей Гаоним» (правило 20). Там приводится вопрос о двух братьях, которые договорились разделить унаследованное от отца имущество посредством жребия. И когда один из них хотел оспорить проделанный таким образом дележ, то написали: нельзя никому изменить выпавший жребий, потому что жребий происходит по воле Небес, как сказано: “По жребию будут выделены уделы каждому” (Бемидбар, 26:56), а преступающий свой жребий (подобен тому, кто) преступает 10 речений». И так же разъяснил автор «Ховат Яир», что жребий делается под Высшим наблюдением, и совершенно невозможно, чтобы произошла какая-либо ошибка в разделении, сделанном с Его помощью.

И теперь мы сможем понять всю глубину сказанного главами семейств Менаше, и то, зачем они вставляли «лишние» слова. Во-первых, они утверждали, что земля их по праву наследного удела, и они не хотят ее терять, поэтому дочерям Цлофхада нельзя выходить замуж за представителей других колен, потому что тогда «убавится от наследия наших отцов». Кроме того, они усилили свое утверждение тем, что существует строгий запрет изменять установленное посредством жребия, ведь Г-сподь велел Моше «дать землю в наследие по жребию сынам Израиля». Если перейдет надел в другое колено, это как бы изменяет жребий, что само по себе – нарушение, которое по своей серьезности похоже на оспаривание 10 речений. И поэтому главы семейств подчеркивают, что «из надела, нашего по жребию, убавится», то есть наш надел, который мы получили по жребию, может убавиться, и это нужно предотвратить.

Перевод – З. Скаржинская


http://www.beerot.ru/?p=27351