Шмот — Быть благодарным

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

3481
благодарным

Недельная глава Шмот

В книге Шмот мы начинаем читать об истории египетского изгнания, тяжкого рабства, строительства городов и работы в поле на египтян, а также чудесного избавления, последовавшего за ним, сопровождавшегося чудесами и знамениями, «сильной рукой и простертой дланью» Всевышнего. Сразу же возникает вопрос: почему? Для чего?

Почему Всевышний, прежде чем сделать нас Своим народом, дать нам Тору и подарить в наследие Землю Израиля, заставил нас пройти через плавильную печь Египта, через этот страшный дом рабства? Разве не было бы более спокойным и естественным, если бы сыны Израиля остались в своей земле, получили бы Тору и землю в наследие, не выходя из нее?

Великий Бен Иш Хай дает нам ответ с помощью притчи. Этот ответ и для нас, в нашем поколении настолько верен!

Жил-был один богач, который растил у себя дома сироту, с самого детства. Тот жил у него в доме и ел вместе с ними, считался одним из членов семьи.

Однажды богач сидел и завтракал вместе со своей женой. Вдруг постучался нищий и попросил подаяния. Думал, дадут ему шекелей пять, ну – десять. Богач же сунул руку в карман, достал банкноту – сто шекелей. Он был сегодня в хорошем настроении, и в приливе щедрости дал нищему сотню. Нищий был просто поражен такому щедрому дару, и начал благодарить и прославлять богача, благословляя его всеми возможными благословениями. Даже выйдя из дома продолжил воспевать его щедрость, и даже на улице слышались его восклицания.

Жена богача сказала мужу: «Смотри-ка, сколько благодарности и благословений ты получил за сто шекелей! А этот сирота, которого мы растим дома – уже потратили на него не одну тысячу, и никогда я не слышала из его уст слов благодарности и восхвалений!»

Улыбнулся богач: «Подожди немного и скоро получишь ответ на свой вопрос».

Позвал он юношу, и сказал: «Послушай. Пока ты был маленьким ребенком, мы растили тебя дома и заботились обо всех твоих нуждах. Ну а теперь ты вырос, стал взрослым, можешь сам зарабатывать себе на хлеб. Так что иди-ка ты из моего дома и заботься о себе сам!»

«Прямо сейчас?!» – содрогнулся юноша.

«Да, прямо сейчас!» – подтвердил богач.

Юноша смутился, не знал, что ответить. Поклонился и вышел из дома. Денег у него не было, еды тоже, да и ночевать негде. Спал он на улице, просыпался в помятой одежде, голод его мучил. Выбора не было – и он стал помогать женщинам носить сумки с рынка. В награду получал остатки овощей. Положение у него было незавидным, можно себе представить, в каком унынии и подавленности он находился.

На третий день один из слуг богача нашел его и сказал: «Господин зовет тебя!»

Пришел юноша к богачу, тот посмотрел на его осунувшееся лицо, на мятую одежду и сказал: «Я вижу, тебе было тяжело! Ладно, возвращайся жить к нам в дом, как прежде». И сразу же приказал накрыть на стол.

Сел юноша за обед – первый раз за три дня ел настоящую вкусную еду. И с каждой ложкой, что брал в рот, благодарил и хвалил хозяина, своего благодетеля. Не переставал прославлять и восхвалять его.

Наклонился богач к жене и прошептал ей в ухо: «Ну, вот тебе ответ на твой вопрос. Человек не ощущает благодарности за то, что кажется ему естественным, само собой разумеющимся. Тот нищий получил подаяние, о котором и не мечтал – и поэтому был невероятно благодарен. А наш сирота привык есть за нашим столом и даже и не думал, что ему оказывают добро, делают хесед. Только когда он убедился, что может быть и по-другому, что никто ему ничем не обязан, он понял, насколько должен быть благодарным!»

Точно так же, – говорит Бен Иш Хай, – если бы евреи остались в своей стране, они принимали бы все блага, не задумываясь, совершенно равнодушно. Что сделал Всевышний, благословен Он? Отправил их в Египет, в дом рабства, и они убедились, что сами по себе ничего не заслуживают. А когда были спасены – «новую песнь воспели спасенные», осознавая, что все происходящее – хесед и милость, и за все следует благодарить и восхвалять!

Именно поэтому сказано (в трактате Брахот), что Земля Израиля – это хороший подарок, и дается только посредством страданий, чтобы мы умели ценить ее и благодарить за то, что она подарена нам!

Каждый день перед молитвой «Амида» нам заповедано вспоминать об Исходе из Египта, причем говорить об этом вплотную к молитве. Почему? Чтобы в нашей молитве мы помнили урок выхода из Египта. Чтобы мы знали, что все, что у нас есть – это подарок Небес. Чтобы мы научились открывать глаза и видеть хесед Всевышнего на каждом шагу. Не ждать болезни, не дай Б-г, чтобы благодарить за здоровье. Не ждать проблем, не дай Б-г, чтобы благодарить за избавление от них.

Это верно и для нашего поколения в целом – поколения, в котором рушатся все системы, и ни на что нельзя положиться: железный кулак Советского Союза – распался. Американская экономика – на спаде. Человеческая культура раскрылась во всей своей пустоте и никчемности. Террористский спрут протягивает свои щупальца во всех концах земного шара. Весь мир чуть ли не в тупике. Мы все находимся в положении того сироты за секунду до того, как его позвали домой. За мгновение до великого Раскрытия, до объявления и осознания: «Посмотрите теперь, ведь Я – это Я» (Дварим, 32:39).

Вот тогда-то мы и научимся быть благодарными за все благо Геулы! Как сказано в Теилим (106): «Избавь нас, Г-сподь, Б-г наш, собери нас среди народов – чтобы мы благодарили Твое святое Имя!»

Подготовила г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=44493