Ваэра — То, что выглядит мерой Суда, на самом деле – Милосердие

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

1185
суд Всевышнего

Недельная глава Ваэра

«И заговорил Б-г с Моше, и сказал: “Я – Г-сподь”» (Шмот, 6:2).

Имя «Б-г» (Элоким) символизирует меру Суда, а Имя «Г-сподь» (четырехбуквенное непроизносимое Имя, которое читают, как «Ад-най») – меру Милосердия. Почему же тогда в этом стихе сказано: «И заговорил Б-г… и сказал: “Я – Г-сподь”»?

Всевышний отвечает здесь Моше рабейну, очень сильно огорчившемуся из-за страданий, которые постигли народ Израиля, и стали еще тяжелее с момента, когда Моше пришел к фараону. Моше сказал Всевышнему так: «О, Г-сподь! Зачем Ты навел беду на этот народ? Зачем только Ты послал меня? Ведь с тех пор, как я пришел к фараону, чтобы говорить от Твоего имени, только хуже стало этому народу. А Ты так и не избавил народ Твой!»

Поэтому и сказано в стихе: «И заговорил Б-г (мера Суда) с Моше, и сказал: “Я – Г-сподь” (мера Милосердия)». Ты считаешь, что Я говорю с тобой по мере Суда, и поэтому ты говоришь: «Зачем Ты навел беду», однако знай: Б-г и Г-сподь – это на самом деле одно и то же, все, что Всевышний делает, даже если кажется, что это было сделано по мере Суда, на самом деле – это мера Милосердия.

Когда Моше рабейну поднялся на Небеса, Всевышний показал ему Тору раби Акивы. В будущем из коронок, которые есть в Торе на некоторых буквах, раби Акива будет выводить великое множество законов. Так что Моше даже не понял, почему Всевышний дарует Тору евреям через него, а не через Акиву, сына Йосефа.

После этого Моше попросил: «Всевышний, Ты показал мне его Тору, покажи мне его награду». Всевышний показал ему, как мучают раби Акиву, «расчесывая» его тело железными гребнями. Не выдержал Моше рабейну: «Это — Тора, и это – награда за нее?!»

Ответил ему Всевышний: «Молчи! Так Я задумал». И объясняют комментаторы, что Всевышний приказал Моше не говорить больше ни слова, иначе Ему придется заново превратить весь мир в хаос.

Попробуем понять это посредством притчи: один царь пожелал сшить себе роскошную одежду из золотых и серебряных нитей. Его слуги нашли самого профессионального портного и дали ему самый лучший материал из серебра и золота. Через какое-то время портной завершил работу и принес готовое платье царю. Выглядело оно роскошно и пышно, и очень понравилось царю. Царь стал надевать его по торжественным случаям, и отнесся к портному очень благосклонно.

Царские министры позавидовали особому отношению, которого удостоился портной. Они пришли к царю и сказали: «Ваше величество, этот портной – вор и обманщик! Вы выдали ему золотые и серебряные нити ценой в сто тысяч долларов, а в этой одежде есть нитей не более, чем на двадцать тысяч!»

Царь прислушался к их словам, призвал к себе портного и потребовал доказать, что он не украл ничего из тех драгоценных нитей, которые получил.

Портной опешил от неожиданности, но быстро пришел в себя. «Хорошо, я могу дать вам самое очевидное доказательство». Он взял платье, распорол его и распустил на нити. «Теперь возьмите и проверьте, — сказал он министрам, — количество нитей ровно такое, какое я получил от вас. Все они здесь».

Какова идея этой притчи? Что все управление Всевышнего этим миром, даже когда оно выглядит мерой Суда – на самом деле является Милосердием.

Однако, чтобы показать человеку, что это мера Милосердия, Всевышнему пришлось бы вернуть весь мир в состояние первоначального хаоса – взять платье и распустить его на нити, и тогда будет видно, что количество – то же самое.

В нашем мире, нашими глазами из плоти и крови, порой трудно, или вообще невозможно увидеть, что речь идет о милосердии. Однако всегда нужно знать, что истинная реальность – именно такова. С окончательным Избавлением, когда все зло исчезнет как дымка, Всевышний раскроет нам осуществление Своего замысла. Тогда все увидят, что все Его деяния — добро.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=59714