Бо — Какое устрожение важнее?

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

1083
на равных

Недельная глава Бо

«Не видели друг друга, и никто не мог встать с места» (Шмот, 10:23).

Мудрец Давид Заэйд объяснял этот стих в отношении одной из областей, в которой от еврея требуется постоянная работа над собой: в отношении заповедей, касающихся взаимоотношений между людьми.

Не раз бывает, что у людей происходит беда. Будучи верующими евреями, они проверяют свои деяния, проводят самоанализ и обнаруживают, насколько пренебрегали заповедями, касающимися взаимоотношений между людьми. Когда они укрепляются в этих заповедях, просят прощения у тех, кого обидели, они удостаиваются того, что Всевышний заменяет им меру Суда на меру Милосердия.

Очень часто, продолжает рав Заэйд, люди выбирают исправлять ошибки именно в сфере между человеком и Всевышним: укрепляются в соблюдении Шаббата, меняют тфиллин на более качественные, стараются молиться с должным настроем…

А сферу отношений между людьми они почему-то забывают.

Именно это сказано в стихе «и никто не мог встать с места» – почему не могли встать? Потому, что «не видели друг друга»: когда человек не видит ближнего и не считается с ним, он может получить наказание Свыше: беды и горести.

Насколько великие главы народа Израиля были осторожны в вопросах взаимоотношений между людьми, можно выучить из следующей истории.

Как-то раз в канун Песаха рав Динер пришел домой к раву Штейнману и вдруг заметил бочку, полную воды.

«Для чего эта бочка?» – спросил он у рава. Тот ответил, что есть устрожение не пользоваться в Песах водой из крана, поскольку в сам праздник хамец не аннулируется даже один к тысяче.

«Но я прихожу к вам каждый год в канун Песаха, и никогда не видел, чтобы вы, рав, соблюдали это устрожение, — удивился рав Динер, — что случилось сейчас?»

Рав Штейнман старался увильнуть от ответа, но рав Динер, почувствовав, что наверняка сможет извлечь из ответа рава полезный урок, продолжал уговаривать рава Штейнмана объяснить ему. Наконец, тот ответил: «На самом деле, я всегда соблюдал это устрожение – еще с молодости. Но после свадьбы я понял, что рабанит это мешает, и поэтому полностью отказался от устрожения, чтобы доказать ей, что это действительно всего лишь устрожение, а не закон».

«А теперь, — понял рав Динер, — поскольку в этом году рабанит умерла, больше нет смысла отказываться от него…»

Какой это урок для нас – о правильной расстановке приоритетов в жизни, о взаимоотношениях между людьми, когда человек готов поступиться многим важным для себя, лишь бы ближний почувствовал себя лучше…

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=60567