Леках Тов — Ахарей мот — Награда за заповеди

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2562
награда

Недельная глава Ахарей мот

Нет награды за заповеди в этом мире

«…которые станет делать человек и будет жить ими (заповедями)… Я – Г-сподь» (Ваикра, 18:5).
«И будет жить ими – в грядущем мире. Я – Г-сподь – надежен в уплате награды» (Раши).

Талмуд в трактате Кидушин (39) говорит, что в этом мире нет награды за заповеди. В то же время, в трактате Эрувин (22) о стихе «И платит ненавистнику своему пред лицом его, чтоб извести его», говорится, что Всевышний платит грешникам за их добрые дела при жизни, чтоб извести их из мира грядущего. Выходит, что и в нашем мире возможна награда за исполнение заповеди и добрые дела.

Хафец Хаим объясняет это противоречие так. В ряде мест в Торе, где сказано «Я – Г-сподь» говорит Раши «надежный в уплате награды». Это обещание подобно расписке, подписанной самим Царем царей, Всевышним, благословен Он. Что же означает эта подпись?

С давних времен было принято, что в банках маленьких провинциальных городов можно было разменять только не слишком большие векселя и чеки. Ценные бумаги на большую сумму можно было обменять на наличные только в царской казне. Тот, у кого был такой вексель, подписанный самим царем, должен был посетить столицу.

Подобно этому – говорит Хафец Хаим – награда за заповеди. Праведник, исполняющий заповеди наилучшим образом и с чистыми намерениями, удостаивается «векселя», подписанного самим Царем, на такую сумму, которую невозможно получить в провинции. Он получит награду только в царской казне – в мире грядущем. Грешник же, даже исполняя заповедь, не делает это от всего сердца, во имя Всевышнего. В его намерениях есть примесь собственных интересов и выгоды. Награда за такую заповедь невелика, ее можно получить и в нашем мире.

В этом же ключе объясняет Хафец Хаим и сказанное «у всех евреев есть удел в мире грядущем» (Санедрин), хотя в других местах Талмуда говорится, что лишь «всякому изучающему Закон ежедневно обещано обладание грядущим миром» (Нида).

Представим себе человека, приглашенного богатым человеком на свадьбу. Хозяин отправил даже специального посланника, чтобы передать приглашение важному гостю. Когда тот явился, сам богач вышел ему навстречу и усадил его среди почетных гостей.

 Не так повезло нищему, живущему подаянием. Услышав о свадьбе, и он поспешил туда. Однако никто не вышел ему навстречу и не предложил место – даже среди гостей попроще. Хозяин, однако, позволил бедняге остаться и угоститься остатками трапезы. Так и стоял он в уголке и ел, что придется.

Подобен этому и грядущий мир. Те, кто ежедневно изучает Закон, Тору – приглашены, им уготовано почетное место. «Бедняки» же (нет бедности, подобной бедности знания), не занимавшиеся Торой, также получат свой удел. Но это место не среди почетных гостей, а среди нищих, доедающих за гостями.

Народ Израиля и Страна Израиля не выносят скверны

«…и не изрыгнет вас Страна из-за того, что осквернили ее, как изрыгнула народ, который перед вами» (Ваикра, 18:28).
«Подобно тому, как царский сын, которого накормили чем-то отвратительным, изрыгнул это, Страна Израиля не дает место грешникам» (Раши).

Желудок человека не может воспринимать испорченную пищу – даже  испорченную слегка. Это, бесспорно, говорит о тонкости человеческой природы.

Душа евреев – говорит рав Лейбович, благословенна память праведника, – чиста и чувствительна к святости. Поэтому чувствительна она и к любым от святости отклонениям.

Подобно этому и удел народа Израиля – Страна Израиля – чувствителен к скверне и не дает места грешникам. Удел Всевышнего на Святой Земле совершенно отличен от других стран, ведь вся сущность Страны Израиля – в святости. Всякую скверну, попавшую в ее чрево, она изрыгнет.

В этой главе Тора говорит нам, к каким грехам особенно чувствительна Страна – это поклонение идолам, прелюбодеяние и кровопролитие, которые названы в Торе скверной, невыносимой для Святой Земли. В этом отношении нет разницы, являются ли грешниками евреи или другие народы – им нет места в этой стране, в силу святости, ей присущей.

Тайну святости Страны Израиля объясняет Рамбан так: «Весьма строго говорит Писание о прелюбодеянии, чтобы не осквернилась им Страна и не извергла тех, кто совершает его. Однако запрет прелюбодеяния человек обязан соблюдать, где бы он ни находился, а не только в Стране Израиля. Тайна же в сказанном: “Когда давал Всевышний удел народам и разделял сынов человеческих, установил Он границы народов… ибо удел Г-спода – народ Его…”»

Всевышний, благословен Он, создал все, и дал силы низших – вышним, и дал всякому народу и стране звезду и созвездие, известную астрологам. А над ними – высшие ангелы, правящие ими. И Всевышний – Б-г над всеми силами мира, но Страна Израиля, сердцевина заселенного мира, – удел Г-спода, над ней не поставил Он из ангелов князя и властителя, ибо ее предназначил для Своего народа, служащего Ему, потомству любящих Его…

Страна, которая является уделом Б-га, изрыгнет всякого, оскверняющего ее, и не вынесет идолопоклонников и прелюбодеев. Тора говорит, что жители  Страны Ханаанской (Святой Земли) были наказаны за разврат. Наши мудрецы учат, что Всевышний предостерег от разврата еще Адама и Ноаха, а не только ханаанеев. В то же время, жители Египта тоже совершали все эти мерзости (как говорит Тора, «подобное делаемому в Египте не делайте») и при этом они не были извергнуты своей страной, как и множество других народов – их странами. Таким образом, мы видим, что Земля Израиля – уникальна в своей святости, и нам необходимо постоянно помнить об этом».

Из книги рава Я. Байфуса «Леках Тов». Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=37910