Леках Тов — Дварим — Доверие к мудрецам

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

1417

Недельная глава Дварим

«Возьмите себе людей мудрых и понимающих, известных коленам вашим, и поставлю я их во главе вас» (Дварим, 1:13).

«Сказал рабби Йеошуа бен Леви: Однажды хвост змеи предложил ее голове: «Доколе тебе идти первой? Дай-ка я пойду впереди!». Голова согласилась: «Иди!». Пошел он и упал в лужу – и голова за ним, пошел и попал в огонь – и голова за ним, пошел и запутался в кустах – и голова за ним. И все потому, что пошла голова за хвостом. Так, когда малые слушаются больших, большие (мудрецы) решают, и Всевышний принимает их слова. Но когда большие следуют за меньшими – они оступаются» (Мидраш Раба).

Вскоре после того, как рав Ицхак Зеэв Соловейчик стал раввином г. Бриска (Бреста), в день Рош а-Шана в его синагогу пришли польские офицеры. Они хотели, чтобы рав отправился с ними к еврею-заключенному, осужденному на смерть, – произнести с ним исповедь. Рав в это время был погружен в молитву, и офицеры, не желая мешать ему, вышли. На предложение одного из молившихся пойти вместо рава военные ответили, что приказано привести именно раввина города. Закончив молитву и услышав о происходящем, рав категорически отказался идти. Но часть евреев опасалась, что решение рава ослушаться властей дорого обойдется всей общине. И некоторые, знавшие молодого раввина еще с детства, позволили себе спорить с ним и даже повысить на него голос.

В середине молитвы Мусаф офицеры снова появились в синагоге. Рав Соловейчик, заметив их, сделал вид, что до сих пор не закончил молитву. Терпение собравшихся лопнуло. Один из стариков встал и, представившись «гостям» как раввин города, отправился с ними.

Уже после молитвы в дом рава в спешке вошли несколько полицейских. Все домашние перепугались, решив, что пришли арестовать непослушного раввина. Вскоре, однако, оказалось, что полицейские посланы узнать, пошел ли рав, чтоб сказать исповедь с осужденным. И, если да, бежать вслед за ним. Сейчас выяснилось, что тот еврей осужден по ошибке и невиновен. Но посланцы опоздали…

А тот самый старик, который, с одобрения общины, представился раввином, привел к смерти невиновного. Если бы община послушалась рава, хоть и молодого, но мудрого, не случилось бы беды.

[От редакции: стоит поделиться с читателями причиной, по которой рав отказывался идти. Он объяснил это так: если враги требуют от евреев выдать на казнь человека, который на самом деле не заслуживает смерти, те не имеют права его выдавать. Если бы я пошел, сказал рав, несчастного казнили бы сразу же после исповеди, и получилось бы, что я как будто выдал его на смерть. Пока я отказывался идти, я продлевал ему жизнь… (По книге рава З. Плискина «Возлюби ближнего своего»)]

Перевод – рав М. Гафт. 


http://www.beerot.ru/?p=51174