Леках Тов — Ки Таво — Источник радости – в духовном

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

1355
радость торы

Недельная глава Ки Таво

«За то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, в радости…» (Дварим, 28:47).

Рав Симха-Зисл из Кельма говорил, что истинное служение Всевышнему неизменно приводит человека к радости. Всем понятно, что в грядущем мире все намного важнее того, что есть в этом мире. Значимость двух миров просто несопоставима. И качественно (о чем нет у нас никакого понятия), и количественно (о чем мы все же можем составить некоторое представление) – разница огромна.

Достаточно вспомнить, что все, происходящее в нашем мире, ограничено временем, ведь и вся жизнь на земле названа мудрецами жизнью одного часа. Этот факт сам по себе говорит о том, насколько скудно все в нашем мире по сравнению с вечными понятиями, связанными с жизнью грядущего мира. Мы хорошо понимаем, что радость человека, снявшего на определенный срок дом – радость неполная. Ведь, как известно, то, что взято в аренду, не принадлежит арендатору: в назначенный срок он обязан вернуть это хозяину. Так же и радость от всех материальных приобретений этого мира – они не более, чем сданы человеку в аренду, и срок аренды однажды закончится.

Мало того, что право на владение предметами этого мира лишь временное, – дата окончания «договора» неизвестна арендатору. Человек никогда не знает, на какой срок предметы материального мира даны в его распоряжение. На двадцать лет или больше? Или, может быть, только на год, а то и меньше… Разумеется, все эти размышления не относятся к духовным приобретениям и ко всему, что относится к миру грядущему. Понятно, что радость в отношении духовного гораздо больше радости от материальных приобретений. Как сказано о Торе и заповедях (Теилим,  19): «Дороже золота…» Выходит, что тому, кто хоть как-то привязан к Б-гу, Торе и служению Ему, подобает ощутить душевный подъем, удовлетворение и радость от своего удела. И в той же мере, в которой человек старается обновить и освежить знание Всевышнего во всякий час, в той же мере удостоится он и постоянного обновления своей радости!

В связи с этим понятно и сказанное мудрецами об Аврааме, Ицхаке и Яакове, «которые бежали предо Мной, как лошади» (Санедрин, 96). Каждый день заново постигали они Всевышнего и «бежали» вперед, стремясь познать и сделать еще и еще.

Теперь нам понятны и слова стиха: «За то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему…» Не удивляйся, почему постигли тебя все несчастья, ведь причина ясна: «не служил ты Г-споду, Б-гу твоему», а служил лишь самому себе. Служил ты не Всевышнему, а лишь своему почету и вожделениям! Сказали мудрецы наши (Йома, 9), что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти, а беспричинная ненависть говорит обо всем служении человека. Тот, кто ненавидит товарища, – любит только себя. Все его служение Всевышнему – лишь ради собственной пользы, чести, выгоды и т.п.

Поскольку «не служил ты Г-споду, Б-гу твоему», но лишь себе самому, добавляет Тора в стихе далее: «в радости». Ты не ощущал радости в служении Всевышнему. И если так, нет большего свидетельства того, что не было никакого служения Всевышнему, а лишь служение самому себе. Как говорится в «Ховот а-Левавот»:  «Служили мы телу нашему, а не Творцу нашему». Да поможет нам Всевышний, чтобы осуществилось сказанное: «И очисть сердца наши, чтобы служить Тебе искренне», и да удостоит Он нас истинной, постоянной радости во благо нам во все дни!


http://www.beerot.ru/?p=51401