Леках Тов — Пинхас — Кто хуже убийцы?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2270
кто хуже убийцы

Недельная глава Пинхас

Тот, кто вводит человека в грех – хуже убийцы

«Тесни мидьянитян и поразите их. Ибо теснят они вас кознями своими… из-за Пеора…» (Бемидбар, 25:17-18).

Рав М. Робман говорит, что сказанное мудрецами «тот, кто вводит человека в грех – хуже, чем убийца» можно видеть в самих словах Торы. Мидьянитяне ввели евреев в грех, приучив их поклоняться своему божеству – Пеору. Идолопоклонство стало причиной гнева Всевышнего и эпидемии, от которой погибли двадцать четыре тысячи человек. Тора, однако, упоминает лишь то, что «…они теснят вас кознями своими <…> из-за Пеора…».

Мнение, распространенное среди людей, зачастую противоположно мнению Торы. Тому, кто задевает честь человека или наносит ему материальный ущерб, нет прощения. Пострадавший не простит и не забудет этого, а при случае может и отомстить. Тот же, кто вредит душе человека, вводя его в грех, скорее заслужит прощения и милосердия. И причина такого подхода – в том, что духовное для большинства людей не так важно, как материальное. То, что связано с телом и материей вообще, ощутимо человеком, тогда как духовное далеко не так очевидно. Боль, причиняемая грехом душе человека, не столь тяжела для него, как боль телесная.

Тора, однако, говорит нам, что боль души гораздо сильнее страданий тела, и ущерб духовный гораздо больше физического. Ведь тот, кто убивает человека, совершает убийство лишь в этом мире. Тот же, кто вводит его в грех – убивает и в этом мире и в мире грядущем.

Глава Израиля

«… и не будет община Г-спода, как овцы, у которых нет пастыря» (Бемидбар, 27:17).

Рассказывают, что, когда рабби Яаков стал раввином и наставником (магид мейшарим) в общине Вильно (в 5643 – 1843 году), в своем первом выступлении перед общиной он задал вопрос: «Почему, обращаясь к Всевышнему, Моше-рабейну добавил несколько, казалось бы, лишних слов? Ведь вместо “овцы, у которых нет пастыря” можно было сказать “как овцы без пастыря”». Моше, знал, что найти того, кто станет во главе народа, не тяжело. Он просил у Всевышнего вождя, который «будет выходить перед ними и заходить перед ними», который будет заботиться о народе, а не о себе, настоящего пастыря для общины.

Вот история о настоящем пастыре Израиля, рассказанная великим мудрецом Торы, равом Шаломом Швадроном. Один из учеников Хафец Хаима заболел тяжелой и, по мнению врачей, неизлечимой болезнью. С каждым днем таяли надежды его семьи. Выслушав ученика, Хафец Хаим обещал дать ему совет, но при условии, что все останется в секрете. По совету учителя больной отправился в некий городок к жившему там мудрецу и, рассказав о своей беде, попросил благословения. И, к всеобщему удивлению, вскоре полностью исцелился. Прошло время, тот ученик женился и покинул Радин. Он хранил обещание, данное учителю, и никому не открывал тайны.

Прошло больше двадцати лет, и однажды сестра жены этого человека заболела тяжелой и неизвестной медицине болезнью. Очень скоро ему стало ясно, что женщина страдает от того же недуга, который некогда поразил и его. Да и жена стала догадываться об этом, вспоминая прежние рассказы мужа. В начале, бывший больной, помня слово, данное учителю, пытался уйти от расспросов, но, в конце концов, не устоял перед уговорами жены, умолявшей его спасти жизнь ее сестры. Он рассказал о том, как учитель послал его за благословением к мудрецу. Женщины исполнились надеждой. Однако сам он вскоре почувствовал себя плохо и в страхе отправился к Хафец Хаиму. Хафец Хаим, бывший тогда старым и слабым, внимательно выслушал рассказ ученика и тихо ответил: «Как бы мне хотелось помочь тебе и сейчас! Но что поделаешь… Когда ты заболел, я был молод, и постился сорок дней, прося о твоем исцелении. А теперь я слишком стар, и не в силах поститься, как в те дни».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=40155