Леках Тов — Хукат — Закон Торы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2199
закон торы

Недельная глава Хукат

Закон Торы – закон веры

«Вот закон Торы…» (Бемидбар, 19:2).

«Сказал рабби Ицхак бен рабби Ханина: “Сказал Всевышний, благословен Он, Моше: тебе Я открыл тайну заповеди красной коровы, но для других она – хука (Высшее повеление)”» (Мидраш Раба 19, 6). Так называются заповеди, смысл которых совершенно скрыт от человека, в отличие от других, хотя бы внешне доступных человеческому разуму.

Спрашивает рав Салант: почему Всевышний скрыл смысл этой заповеди от людей, и даже от царя Шломо, мудрейшего из них? И кроме того: почему эта заповедь названа хука, хотя существует множество ее объяснений. Одно из них, говорящее о том, что красная корова служит искуплением греха золотого тельца, приводит Раши: «Притча о сыне рабыни, который напачкал в царских палатах. Сказал царь: ”Пусть придет его мать и уберет за ним“. Так сказал Всевышний: ”Пусть придет корова и послужит искуплением греха золотого тельца”». Далее Раши приводит еще один Мидраш, говорящий о том, как заповедь красной коровы во всех деталях соответствует греху золотого тельца.

Выходит, что и у этой заповеди есть осмысленное объяснение. Почему же она названа законом (хука)?

Однако непостижимым для человеческого разума является тот факт, что красная корова очищает нечистых и оскверняет чистых. Как говорит об этом и Талмуд (Нида, 9а): «Об этом сказано: ”Кто произведет чистое из нечистого?” (Иов, 14:4-5)». Такова вода, которой брызгают на нечистого: нечистый – очищается, а чистый, коснувшийся ее – оскверняется… Об этом сказал Шломо (Коэлет, 7:23): «Сказал я, что приобрету мудрость – и далека она от меня».

Возможно, что Всевышний скрыл от нас тайну этой заповеди, чтобы научить следовать воле Творца даже в том, что кажется нам странным и противоречащим разуму. Так в человеке укоренится осознание того, что ему недоступны пути Всевышнего в мире. И тогда человек не станет роптать о том, что происходит с ним и со всем народом, даже если это кажется ему странным и нелогичным.

Известны слова Рамбама о сказанном в Мишне (Авот, 3): «Все – в силу большинства поступков». Поступки влияют на саму душу человека. Так, душа человека, постоянно делающего добро и творящего милосердие, привыкает к этому, и милосердие становится ее природой.

Подобно этому действует и заповедь красной коровы. Пока в мире существует смерть, мы вынуждены пользоваться пеплом красной коровы, чтобы очиститься. Чем больше сталкивается человек с этой заповедью (и нет почти никого, кто бы не осквернился), тем больше в душе его укореняется осознание непостижимости замыслов Творца.

Теперь понятны слова царя Давида: «Напевами были мне законы Твои в обители моей» (Теилим, 119). Сказали об этом мудрецы наши (Мидраш): «”В обители моей” – может быть, только в покое, нет – ”в обители моей“ – в пещерах и в крепостях, ”когда бежал он от Шауля (и прятался) в пещере”». «Когда бежал я от врагов моих и испытывал страх перед ними, утешался я законами Твоими, они были мне напевами» (Раши, Сота 35).

Когда Давид, преследуемый врагами, прятался в пещерах, он искал утешения и поддержки в законах Торы. Как они непостижимы разумом, так же непостижимы и замыслы Творца и провидение Его в мире.

Однако в будущем, как говорит Мидраш, будет открыта людям тайна законов Торы. Ведь не будет более сокрытия Творца и будет «полна земля знанием Г-спода, как море, покрытое водами».

Тора защищает ото зла

«Вот учение: если человек умрет в шатре…» (Бемидбар, 19:14).

Сказали мудрецы, что слова Торы сохранятся лишь у того, кто обрекает себя на «смерть» в шатре Торы (как будто умирает для всего внешнего, материального мира, отрешаясь от него). 

Рамхаль писал, что в его время нависло грозное обвинение в Небесном Суде против нескольких общин Израиля. Грех их состоял в том, что евреи не «умерщвляли» себя в шатре Торы, отдаваясь ей целиком, а следовали за мирскими вожделениями. Не было известно за ними другой вины: ни осквернения Субботы, ни употребления запретной пищи, ни других тяжелых грехов. Также говорит Рамхаль, что ему сообщили с Небес о тяжелом приговоре в отношении этих общин.

Для того чтобы предотвратить беду, Рамхаль постановил непрерывно изучать Тору. Группа людей обязалась исполнить это постановление и заниматься Торой с утра до выхода звезд. Сразу же после утренней молитвы один из них отправлялся в назначенное место и начинал учебу, и не прерывал ее, пока его не сменял следующий. Второго сменял третий, и так – до ночи. Голос Торы не замолкал ни на мгновение. Учеба не прерывалась, подобно молитве амида. Каждый подразумевал, что учит Тору ради всего еврейского народа.

Основой этого постановления послужили слова книги «Зоар»: «Рабби Хия и рабби Хизкия сидели под деревьями в Сде Оно. Задремал рабби Хия и увидел пророка Элияу. Сказал ему Элияу: ”Я пришел сейчас, чтобы известить тебя, что Иерусалим (имеется в виду – высший, небесный Иерусалим – примечание редактора) будет вскоре разрушен, а также все города мудрецов. И уже дано разрешение Сатану. Также позволено ему убить великих мира сего. Я пришел известить мудрецов, может быть, они смогут предотвратить разрушение Иерусалима. Ведь пока в городе пребывает Тора – устоит он, и не будет разрушен. Ибо Тора – Дерево Жизни стоит над ним. И Дерево Жизни не покинет Иерусалим, пока Тора пробуждается внизу. Но если прервется (голос) Торы, Дерево Жизни оставит мир. И поэтому, пока мудрецы радуются Торе, Сатан бессилен против них. Ведь сказано ”Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава“. ”Голос Яакова“ – голос Торы, и пока он не затих, слова Торы властвуют и побеждают. Поэтому нельзя прерывать изучение Торы”.

Проснулся рабби Хия, пошли они и сказали об этом мудрецам. Сказал рабби Еса: ”Всем известно об этом. И это – чистая правда. Как сказано: ”Если Г-сподь не убережет город, зря старался страж“. Г-сподь убережет город в заслугу тех, кто занят Торой, а не благодаря мужеству воинов. Но если ”Г-сподь не убережет город“ – если люди города не заняты Торой, то ”зря старался страж“ – не в силах даже самой могучей стражи, спасти город от разрушения”».

В завершение Рамхаль предлагает постановить это во всех общинах Израиля. И вот его слова: «Нам известно, что избрал это Г-сподь, дабы предотвратить все несчастья и, в частности, послужить стеной перед всеми тяжкими приговорами (не дай Б-г!). А теперь – да не пренебрегут этим мудрецы Израиля. И будь на то моя воля, я утвердил бы это постановление во всяком месте. Но каждый пусть примет его, как совет, и будет ему в заслугу, ибо нет ничего подобного ради блага всего Израиля. Каждый на своем месте может поступать так, ибо это вовсе нетрудно, и мы преуспеваем в этом, благодарение Б-гу».

Необходимость в занятиях Торой

«Вот учение: если человек умрет в шатре…» (Бемидбар, 19:14).

Сказал рабби Йонатан: «Пусть никогда не воздерживается человек от слов Торы…» (Шаббат, 83).

В предисловии к своей книге «Эвен а-Эзель», вышедшей в свет в 5701 (1941) году, рав Исер-Залман Мельцер пишет: «Завершена эта книга в дни великого пожара во всем мире. Огонь Б-га воспылал и страшное пламя охватило просторы земли и сожгло большую часть народа Израиля в Польше и Литве. Эти страны, служившие пристанищем Торы, великие поселения, из которых исходили Тора и Закон для всего Израиля во всех странах рассеяния. И чуть ли не все наставники нашего народа происходят из этих стран, там они выросли и впитали Тору и страх перед Небесами.

Сейчас все разрушено, и все раввины и общественные деятели в мирных странах, которые удостоились пребывать в покое, заняты спасением евреев из огня, собиранием оставшихся (и, в частности, тех, кто удостоился достичь нашей Святой Страны), оказанием им помощи и их устройством в безопасных местах.

И возможно ли в такое время отправить мудрецу Израиля книгу, занимающуюся объяснением затруднительных мест в словах Рамбама? Открыто ли сердце для того, чтобы вникнуть в слова этой книги? Ведь Тора требует сосредоточенности и душевного покоя… Это большой вопрос.

Но на самом деле нет здесь вопроса. Именно в такое ужасное время нам следует еще более углубленно изучать Тору. Велико пламя, ужасен пожар, и нужна вода, чтобы тушить огонь. Нет такой воды, как Тора. Сказано в Талмуде (Хулин, 46): «Войско вторглось в Пумбедиту. Бежали Раба и рав Йосеф. Встретил их рабби Зейра, сказал им: ”Беглецы! Кезайт, о котором говорилось – около желчного пузыря!” (речь идет о законах трефот)». Раба и рав Йосеф, бежавшие от войска, были главами ешивы. И рабби Зейра, встретив их, дал им средство, чтобы спастись от врагов. Он разрешил их сомнение в законе, чтобы слова Торы защитили их в дороге.

Когда увидел Йеошуа ангела – главу воинства Г-спода с мечом в руке, сказал ему тот: «…сейчас пришел я». Объясняют мудрецы, что ангел пришел из-за того, что Йеошуа прервал изучение Торы. И сказано далее: «и заночевал Йеошуа той ночью в глубокой долине…» – провел ночь, погрузившись в глубины закона (Эрувин, 63б).

Во время войны, особенно войны, заповеданной Всевышним, нетрудно найти объяснение тому, что евреи свободны от заповеди изучения Торы. И, тем не менее, как говорит Раши, так как евреи вели бои только днем, они должны были учиться ночью. И ангел Творца пришел предостеречь их от пренебрежения Торой.

Причина этого в том, что изучение Торы – не только обязанность, от которой в соответствии с законом, свободен тот, кто занят другой заповедью. Занятие Торой – средство преуспеть в войне. Тора защищает и спасает евреев.

Что касается нас, вспомним высказывание мудрецов, сравнивающих Тору с водой. Дурные качества, свойственные человеку: вожделения, гордыня, ненависть и зависть – качества, подобные огню. Тора уподоблена и огню, как сказано: «Разве не таково слово Мое, как огонь…». Но огонь Торы – огонь духовный, огонь добра. Он обращает даже дурные качества – к добру. И есть желание добра, как говорится о стихе «любящий серебро не насытится серебром» (Коэлет, 5) – любящий заповеди не насытится ими. Также и в гордости – «и вознеслось сердце его на путях Г-спода» (Диврей а-Ямим, 2, 17), в зависти – «зависть ученых прибавит мудрости» (Бава Батра, 21), и в ненависти – «ненавидящих Тебя, Г-споди, я ненавижу» (Теилим, 139). Но огонь материи – огонь дурных качеств – погасит Тора.

И, поскольку причина страшного пожара, охватившего мир, – в людях злых и грешных, в которых пылает огонь злых вожделений, мы надеемся, что занимаясь Торой и погасив в самих себе искры дурных качеств человеческой природы, мы удостоимся увидеть падение ненавистников Израиля – пусть исчезнут они с земли, сожженные огнем Б-га!»

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=39823