Леках Тов — Экев — Поведение человека выражает его сущность

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

4054

Недельная глава Экев

«И будет, если послушаетесь …» (Дварим, 7:12). 

«Послушаетесь заповедей легких, которые человек склонен «попирать ногами» (пренебрегать ими)» (Раши там же). (Буквально это выражение на Святом языке звучит «попирать пятками», пятка пишется экев – так же, как и слово «если», «за то, что» – примечание редактора.)

Рав Аарон Котляр, один из самых значительных руководителей американских ешив, наставник прошлых поколений, говорил: в обязанности человека входит постоянно стремиться к величию в Торе и духовной цельности. Человеку подобает «возносить сердце свое на путях Г-спода» и постоянно спрашивать себя: «Когда же сравнятся мои поступки с поступками отцов моих!». Но нельзя при этом и не обращать внимание на повседневное, на то, что кажется привычным и незначительным. Талмуд (Авода Зара, 18) говорит, что «грехи, которые человек «попирает ногами» в этом мире (то есть – пренебрегает ими), окружают его в день суда» – как в день суда в Рош а-Шана, так и в день суда после смерти. Подобно врагам, окружившим человека со всех сторон, которые в этом случае представляют большую опасность, даже если они не очень сильны, окружающие его грехи, даже не очень тяжелые, весьма опасны.

Среди того, чему человек обычно не склонен придавать особого значения, – его поведение в повседневной жизни. Однако именно в нем зачастую проявляется сущность человека. «”Г-сподь испытает праведного” (Теилим, 11) – Он испытал Моше и Давида на овцах» (Мидраш Ялкут Теилим). Как может роль пастуха овец служить испытанием будущего пастыря народа Израиля? Как можно сравнивать одно с другим? Дело, однако, в том, что тот, кто усердно пасет стадо и в полной мере заботится об овцах, наверняка способен позаботиться и о народе. Тот же, кого не волнуют нужды овец, не станет заботиться и о людях.

Недостаточное внимание к простым, материальным вещам проистекает чаще всего не из пренебрежения к материальному как таковому. Его причина – неаккуратность, которая неизбежно проявится и в духовном. С другой стороны, привычка к основательности и порядку в самых простых вещах, несомненно, полезна и в делах гораздо более возвышенных.

Мишна (Авот, 2) говорит: «Каков праведный путь, которого следует держаться человеку? Рабби Йоси говорит: добрый сосед».

Казалось бы, «добрый сосед» – качество частное, касающееся отношений между людьми. Как же можно утверждать, что это – «путь», определяющий в целом жизнь человека? Нужно сказать, что весьма значительное место в жизни каждого занимают его отношения с соседями. Доброму соседу присуще относиться со вниманием к благу другого, стараться ради него и быть осторожным, чтобы не навредить ему. Такой человек, будучи благодетельным, привычен также следить за каждым своим шагом, не оставлять без внимания никакие свои дела.

Сказано также (Бава Кама, 30): «Тот, кто хочет быть благочестивым – пусть исполняет законы об ущербах». Какое это имеет отношение к благочестию? Человек должен, прежде всего, обратить внимание на благо ближнего, всесторонне остерегаясь, чтобы не стать причиной его ущерба.

Большой мудрец Торы, рав Моше Мордехай Шульзингер рассказал следующую историю, которую слышал от нашего учителя, главы прошлого поколения, рава Элазара Менахема Шаха.

Качество доброты, присущее гаону раву Хаиму Озеру Гродзенскому, одному из законоучителей довоенного поколения, было совершенно удивительным. Однажды, по окончании собрания глав ешив с участием директора Джойнта, тот обратился к гаону со словами: «До сих пор мы обсуждали общественные заботы. Теперь же мне хотелось бы сделать что-нибудь для Вас лично. Будьте любезны сказать мне, в чем Вы испытываете недостаток, и я постараюсь позаботиться об этом».

«У меня действительно есть личная просьба», – ответил рав Хаим Озер. Директор Джойнта радостно выразил готовность помочь, и рав Хаим продолжил: «У моей жены есть домработница. У нас, в Вильно, ей тяжело найти подходящую обувь – у нее слишком большой размер ноги. Я слышал, что Вы собираетесь ехать через Ковно, а там есть обувная фабрика; не могли бы Вы приобрести там пару ботинок и выслать нам почтой?»

Такова история. На вопрос рава Шульзингера, родился ли рав Хаим Озер с таким добрым сердцем или приобрел его с годами, рав Шах ответил: «Несомненно, исключительная сердечная доброта была присуща ему от рождения. Но не занимайся он нравственным совершенствованием («мусар») ежедневно – потерял бы все свои достоинства и стал бы заурядным человеком».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=17391