Леках Тов — Мишпатим — Заповедь давать в долг

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

4278

Недельная глава Мишпатим

В недельной главе Мишпатим написано (Шмот 22:24): «Если деньгами будешь ссужать Мой народ, бедного при тебе, – не будь ему притеснителем…». «Мидраш Танхума» толкует этот стих так: «Ты – со Мной, удостоишься быть со Мной».  [Стих пишет את עמי – эт ами – «Мой народ». Мидраш же толкует стих в соответствии с другим возможным прочтением этих слов: אתה עמי – ата ими – «ты со Мной».] А в сборнике «Мидраш Раба» (31) написано следующее: «Всякий человек из Израиля, который одалживает другому и не берет процент – стих говорит о нем так, как будто он выполнил все заповеди».

Эти высказывания наших мудрецов отражают великое значение заповеди давать беспроцентные ссуды.

В сборнике мидрашей «Мехильта» сказано: «“Если деньгами будешь ссужать Мой народ”, – раби Ишмаэль говорит: всякое им (если), сказанное в Торе, означает, что речь идет о дозволенном, [но не заповеданном и обязательном], – кроме этого и еще двух» [т. е. давать беспроцентные ссуды – это обязанность по закону Торы].

Автор «Ор а-Хаим» задает вопрос: почему же стих все-таки использует именно слово «если»? На этот вопрос он отвечает так: часто бывает, что у некоего человека очень много денег и богатств, а его склады полны всяческим добром, которое ему не нужно. Видящий это удивляется и спрашивает: зачем этому богачу дано так много, ведь для пропитания ему нужно гораздо меньше? Почему ему достается больше, чем просил для себя наш праотец Яаков: «Хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы облачиться» (Берешит, 28:20)?

Намек на ответ содержится здесь, в стихе. Действительно, человеку не дают богатство, чтобы он тратил его попусту. Если у него есть деньги, которые не нужны ему для пропитания, то это лишь временно дано ему на хранение. Эти деньги предназначены другим людям, которые, из-за своих дурных поступков, не заслуживают получить свое пропитание достойным образом. Этим людям постановлено просить средства к существованию у других, и эти деньги хранятся для них у богача. С одной стороны, Г-сподь в Своей милости дает каждому, сколько ему нужно. И даже если, согрешив, человек потеряет право заработать себе на жизнь достойным образом, Святой, благословен Он, не устраняет из этого мира ту часть, которая полагается этому человеку. Вместо этого Он передает это имущество другому человеку. И в наказание за свои грехи человек вынужден добывать себе пропитание через унижения и позор, быть приближенным к столу богача, которому Б-г передал его деньги.

Получается, что обилие денег и имущества у богатого человека имеет две причины: наказать грешников в этом мире и дать богачу возможность выполнить заповеди давать цдаку и делать добрые дела.

И поэтому сказано «Если деньгами будешь ссужать Мой народ», – то есть если ты увидишь, что Г-сподь благословил тебя имуществом в большей степени, чем нужно тебе для пропитания, – знай, что это не то, что полагается тебе, а удел кого-то еще, а именно – «бедного при тебе». Стих учит нас, что, во-первых, нужно давать бедняку в долг, а во-вторых, что, давая взаймы, человек не должен вести себя высокомерно, как сказано: «Не будь ему притеснителем». Ноше («притеснитель») означает также надменного (митнасе) и высокомерного человека. [Буквальный смысл приведенного стиха – не требовать возврата, если известно, что человеку нечего возвращать. И таков закон Торы.]

Хафец Хаим пишет в своей книге «Аават Хесед», что, согласно «Шулхан Аруху» («Йоре Деа», 249) следует строго следить за тем, чтобы давать цдаку с добрым выражением лица, а не с рассерженным. То же относится и к займам: не следует давать в долг, демонстрируя неуважение к должнику. Вместо этого человек должен давать взаймы с добрым выражением лица. Пусть поразмыслит: если бы ему нужно было бы что-то от другого – насколько доброжелательное отношение он хотел бы получить? Именно так он должен вести себя с тем, кто пришел к нему. Поэтому, если он по какой-то причине не может дать ему в долг, он тоже должен вести себя в этом, как если бы речь шла о цдаке. То есть не упрекать его и не повышать на него голос, как поступают жадные и не желающие делать добро люди, которые не только не помогают ему, а еще и выговаривают. Он должен говорить с ним мягко и показывать свои добрые намерения, что он хочет одолжить ему, но по той или иной причине не имеет возможности [и это должно быть правдой] сделать это сейчас. И написано в барайте «Авот де-Раби Натан» (13:4): «Принимающий товарища с добрым выражением лица – даже если не дал ему ничего [когда действительно нечего дать], стих пишет, что ему это засчитывается, как будто он дал ему все подарки, которые есть в этом мире».

Хафец Хаим добавляет, что заповедь одалживать не ограничивается лишь денежными ссудами. Вот что он пишет («Аават Хесед», 1:2): «И знай также, что не только одалживание денег [является заповедью]. Точно так же заповедь – одалживать ему предметы обихода и другие подобные вещи, ибо все это относится к качеству хеседа, которое желает Святой, благословен Он, как написано (Миха, 7:18): “Ибо желает хеседа Он”. А хесед включает в себя все варианты того, как человек может сделать добро другому».

Далее (там же, 1:7) Хафец Хаим добавляет: «И пусть не омрачится его сердце расчетами, сколько забот постоянно приносит этот человек, когда берет деньги и когда платит, как не гневается он на того, кто всегда стучится в его лавку, давая ему возможность заработать. И пусть знает, что каждый раз он выполняет заповедь из Торы, и к нему придет благословение от Г-спода. Как сказано в стихе (Дварим ,15:10): “Давать ты должен ему, – даже сто раз, как объяснил Раши, – и да не будет досадно сердцу твоему, когда дашь ему, ибо за это благословит тебя Г-сподь, Б-г твой…”».

В приложении «Амуд а-Хесед» к книге «Аават Хесед», есть страшная история, связанная с хеседом. Один человек, у которого были сыновья, но все они умерли, пришел к мудрецу за советом и сгулой. Мудрец ответил ему: «Я не знаю сгулот, но мой совет – чтобы ты сделал в городе постоянный гмах – кассу взаимопомощи. Возможно, в заслугу благотворительности, которую ты будешь проявлять к людям, Всевышний тоже будет с тобой милосерден и даст тебе детей».

Человек послушал совета мудреца и много занимался этим, пока не сделал постоянный гмах в городе, и принял на себя заповедь одалживать без процентов. Как это принято, он завел книгу записей с правилами. Среди прочего, в этой книге было написано, чтобы раз в три года, во время, соответствующее чтению отрывка «Если деньгами будешь ссужать», все собирались и устраивали трапезу, призванную укрепить людей в исполнении этой заповеди.

И вот через три года у него родился сын. В качестве наглядного доказательства того, что ему помогла заслуга заповеди, день его обрезания выпал на тот день, на который было запланировано их собрание. Человек занимался этой заповедью на протяжении многих лет, и за это время у него родились еще несколько сыновей.

По прошествии многих дней он забыл те блага, которые послал ему Святой, благословен Он. Он пришел к мудрецу и попросил его назначить другого честного человека, который будет заниматься гмахом, поскольку ему очень тяжело, и гмах разросся, к тому же некоторые люди сомневаются в его честности. Мудрец отказался, сказав, что другой человек точно не сможет управлять гмахом настолько же хорошо, как это делает он. Но через несколько лет, после долгих уговоров со стороны этого человека, мудрец был вынужден согласиться с его словами, и они назначили нового управляющего. Это было в начале ночи. На следующий день человек пришел к мудрецу и рассказал ему, что этой ночью случилась страшная вещь: под утро задохнулся один из его детей. Рассказав об этом, он сразу же попросил разрешить ему продолжить заниматься этой заповедью.

В этой истории мы ясно видим, что в заслугу милосердия у человека родились сыновья. И как только качество хеседа исчезло, качество суда сразу же начало преобладать. Поэтому, заканчивает Хафец Хаим, человеку следует держаться этой заповеди и не отпускать ее.

После смерти Хафец Хаима, от имени рава Йехиэля Михеля Рабиновича, автора книги «Афикей Ям», рассказали о том, что эта история произошла в Радине, а упомянутым мудрецом был сам Хафец Хаим.

По книге рава Яакова Байфуса «Леках Тов». Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=31041