Дварим — Пророчество Йешаяу — Знать своего Хозяина

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

1699
йешаяу

Недельная глава Дварим

В Афтаре главы Дварим мы читаем «видение Йешаяу».

Известно, что в народе Израиля было миллион двести тысяч пророков, но записаны были лишь те пророчества, которые актуальны на все поколения. И это пророчество Йешаяу тоже написано для нас. Нам следует найти в нем самих себя. К большому сожалению, это совсем несложно.

«Слушайте небеса, внимай, земля! Г-сподь говорит: «Воспитывал, растил Я детей, они непокорны Мне». Что сказал им пророк в свое время? У вас есть государство, независимость, царство. Армия, достаток, величие и прекрасное положение среди других стран – а вы отворачиваетесь от Того, Кто дал вам все это?

И далее: «Знает бык своего хозяина, и осел – кормушку своего владельца. Израиль же не знает (своего Создателя), Мой народ не задумывается!»

Замечательный комментарий мы находим в книге «Рошей Бесамим» великого мудреца рава Ханины Зоара из Марокко. Мидраш рассказывает историю об одном еврее, у которого была корова, с помощью которой он пахал поле. Потом он обеднел и продал корову одному нееврею. Взял ее нееврей и запряг в плуг. Шесть дней корова честно работала. Когда же он вывел ее на поле в Шаббат, корова легла и не желала вставать. Хозяин стал бить ее плеткой, но ничего не помогало.

Пошел он к еврею и пожаловался, что корова не хочет работать. Еврей понял, что она привыкла отдыхать в Шаббат, и сказал покупателю: «Идем, я ее подниму!» Пришли они, он подошел к корове и сказал ей на ухо: «Корова, корова! Знай, что, когда ты была в моем владении, ты шесть дней пахала поле, а на седьмой день отдыхала. Теперь же, из-за грехов моих, ты перешла во владение нееврея, так что, пожалуйста, вставай и продолжай работать». Корова сразу же встала и начала пахать.

Сказал нееврей: «Слушай, забери ты свою корову, ты же ее заколдовал! Что ты такого ей нашептал на ухо? Я ее и так старался поднять, и эдак, и бил, а она все равно не вставала!»

Еврей не хотел ссориться с ним, и начал объяснять: «Это никакое не колдовство, просто я объяснил ей все так-то и так-то, и поэтому она начала работать!»

Устрашился нееврей и сказал: «Если корова, которая не умеет говорить и не обладает разумом, настолько знает своего Хозяина [что, когда она принадлежит еврею, ей нельзя работать, а когда нееврею — можно], то разве я, которого Он создал по Своему образу, и вложил в меня разум, не пойду и не узнаю своего Создателя?» Он пошел и обратился в еврейство, и называли его Йоханан бен Торта (Йоханан, сын коровы), и до сих пор наши мудрецы приводят законы Торы от его имени!

Есть и еще одна история в трактате Хулин, что раби Пинхас бен Яир (тесть раби Шимона бар Йохая) однажды отправился в путь ради выполнения некоей заповеди.

Вечером он остановился в придорожном трактире и отвел своего осла в конюшню. Там ему дали овес, но тот не стал есть. Просеяли овес, чтобы очистить от мусора, и все равно он не ел. Спросил раби Пинхас бен Яир: «Может быть, от овса не отделена десятина?» Отделили десятину, и осел принялся за еду. Сказал раби Пинхас хозяевам трактира: «Это бедное животное идет выполнять волю своего Создателя, а вы кормите его тевелем?» (тевель – урожай, от которого не отделена десятина, и он запрещен в еду – прим. пер.).

На это и намекает пророк: «Знает бык своего хозяина» – как та корова, которая знала, что ей нельзя работать в Шаббат, и «осел – кормушку своего владельца», как тот осел, который знал, что нельзя есть еду, от которой не отделены трума и маасер, как положено по закону. «А Израиль не знает, Мой народ не задумывается!».

Мы были хуже животных, потеряли естественное отстранение от греха!

Продолжает пророк: «Оставили они Г-спода, пренебрегают Святым (Б-гом) Израиля, отвернулись (и пошли) вспять! Зачем вам получать удары, продолжая мятеж? Голова (у вас) вся в ранах, изранено (ваше) сердце». Эти слова связаны со сказанным выше: горе тому, кто теряет естественную склонность делать добро и отстраняться от зла, он становится хуже быка или осла, знающего своего Хозяина. «А Израиль не знает».

Это еще ладно. Но почему «народ Мой не задумывается»?

Ведь если человек задумывается над происходящим, это буквально открывает ему глаза! Ведь в конце этого страшного упрека сказано: «В тот день возгорится на них Мой гнев – Я оставлю их, сокрою от них Мой лик, и (враги) поглотят их. Постигнут их многие беды и несчастья, и воскликнут они в тот день: “Не потому ли, что нет с нами нашего Б-га, постигли нас эти беды?”» (Дварим, 31).

Здесь мы видим своими глазами, что, когда оставляют Всевышнего, пренебрегают Б-гом Израиля, воюют со всем святым и позорят Его без всяких границ, тогда «идут вспять»: отступают по всем фронтам – и территориально, и экономически, и т. п. Тогда небеса закрываются, и нет дождей, Кинерет высыхает, сельское хозяйство рушится, и ничего не работает как положено.

«Зачем вам получать удары, продолжая мятеж? Ведь ваша голова вся в ранах, изранено ваше сердце!»

Зачем страдать, возьмите судьбу в свои руки и исправьте свое положение! «Отмойтесь же, очиститесь, удалите зло ваших грехов с глаз Моих, прекратите творить зло! Если вы согласитесь слушаться (Меня), насытитесь благами этой земли. Если же откажетесь и будете строптивы – вас пожрет меч», Б-же упаси.

Насколько актуальна эта афтара! Причем она дает возможность исправления: «Цион правосудием будет искуплен, а его раскаявшиеся (жители) – благотворительностью»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47328