Беаалотха — Смирение Моше

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

4270

Недельная глава Беаалотха

В недельной главе Беаалотха сказано: «А этот муж, Моше, был кротчайшим из всех людей, которые на земле» (Бемидбар, 12:3). Мидраш «Сифри» говорит, что Моше был менее скромен, чем праотцы, и поэтому написано «на земле» – чтобы исключить тех, кто уже похоронен. Рав Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш а-Хаим», однако, приводит слова книги «Зоар» о том, что наш учитель Моше достиг более высокой ступени смирения, чем праотцы.

Возникает вопрос: как это возможно, чтобы такой совершенный и мудрый человек как Моше, который – единственный из людей – на сорок дней поднялся на Небеса и спустил Тору с Небес на землю, чувствовал себя смиренным и приниженным?

Мидраш говорит, что Моше был смиреннее прокаженных. А Рамбан писал в своем комментарии к главе Шмот, что когда Моше сказал Святому, благословен Он, «Пошли, через кого ни пошлешь» (Шмот, 4:13), он имел в виду, что любой, кого Творец пошлет вызволить евреев из рабства, будет лучше и успешнее него!

Непонятно, ведь, с учетом своих талантов и святости, Моше должен был чувствовать, что он чего-то стоит!

Приведем некоторые ответы на этот вопрос.

Рав Рафаэль из Гамбурга, благословенна память праведника, автор книги «Марпе ла-Нефеш» (упоминается несколько раз в книге «Хафец Хаим») ответил, что, обладая столь многочисленными талантами, человек может чувствовать ответственность за то, что, возможно, не реализовал их в полной мере. И это чувство устраняет всякое ощущение гордости.

Мой учитель рав Гедалья Айзман, благословенна память праведника, рассказал мне притчу о двух бедняках, просящих на улице подаяние. Один из них получил маленькую монету, а другой – большую. Разве уместно второму чувствовать свое величие по сравнению с первым? Ведь он получил эти деньги не благодаря своим трудам, а в качестве подаяния!

Также и человек, наделенный большими талантами и лучшими душевными качествами, чем другой, не должен гордиться этим – ведь все это лишь подарки, и если бы его товарищ был одарен тем же образом, он бы тоже так смог! И наоборот…

От одного своего друга я слышал, что наиболее бедным человеком является наиболее богатый миллиардер – ведь чем больше у него есть, тем больше ему не хватает.

Так же и в мудрости: чем больше человек постигает, тем лучше он знает, насколько много ему недостает, а Моше, который удостоился узнать Б-га больше, чем кто бы то ни было, больше всех осознавал, насколько многого ему не хватает.

Также мой учитель рав Айзман говорил, что рав Исраэль Салантер заметил, что гордость и смирение являются чувствами. Гордость формируется у человека, который очень хорошо знает недостатки других и собственные достоинства (а достоинства других и свои недостатки он почти не видит). Смирение же появляется как результат обратного восприятия, когда человек очень чувствителен к каждому своему недостатку и к каждому достоинству, которое находит в другом (а свои достоинства и недостатки другого – почти не видит).

Ответим на еще один вопрос: можем ли мы обрести смирение?

На первый взгляд, у нас вообще нет никакой возможности приобрести качество смирения, ведь в своей книге «Месилат Йешарим» Рамхаль четко описывает тот путь, по которому человек может подниматься с одной ступени правильных качеств на другую. О качестве смирения Рамхаль говорит в 22 главе. Значит, все предыдущие главы соответствуют предшествующим обретению этого качества этапам духовного роста. А поскольку мы далеки от многих качеств, о которых говорится в предыдущих главах, то какое вообще отношение мы можем иметь к смирению?!

Более того, я слышал, что рав Элияу Лупьян, благословенна память праведника, говорил, что в нашем поколении мы можем достичь лишь качества «осторожность» (первое качество, о котором говорит Рамхаль). Если так, то даже «отсутствия гордости», упомянутого в описании качества «чистоты» (третье качество, о котором пишет Рамхаль) вроде бы невозможно достичь…

Однако нельзя отчаиваться и необходимо работать над собой, ведь гордыня отвратительна Творцу, и гордец теряет помощь Свыше. Даже если мы не сможем достичь совершенства в исправлении наших душевных качеств, наша самоотверженная работа над собой привлечет большую помощь Всевышнего. Кроме того, наши труды будут зачтены нам даже если мы не достигнем совершенства.

Дурные качества для души подобны грязи для тела. Если человек испачкается и не будет иметь возможности вымыться полностью – неужели он не приложит все усилия для того, чтобы отмыть то, что в его силах?!

[Дополнение рава Игаля Полищука. Я слышал от нашего учителя рава Шимшона Пинкуса, что нужно изучать и стараться воплотить в жизнь все, написанное в книге «Месилат Йешарим». Даже если мы не сможем подняться на высокий уровень – чрезвычайно важно обрести хотя бы небольшую часть тех качеств, которые описаны в этой книге.]

Подготовил рав Э. Швальб

 


http://www.beerot.ru/?p=26270