Ваешев — От себя не убежишь

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1108
от себя не убежишь

Недельная глава Ваешев

«И поселился Яаков в стране проживания своего отца, в стране Кнаан» (Берешит, 37:1).

Спрашивает «Мидраш Раба»: что сказано выше? «Вот цари, которые царствовали в стране Эдом еще до появления царей у сынов Израиля» (Берешит, 36:31). Похоже на человека, который увидел стаю собак, испугался их и сел вместе с ними. Так и наш праотец Яаков – когда увидел Эйсава и его вождей (о которых говорится в предыдущей главе), испугался их и «сел» – поселился – вместе с ними.

Автор книги «Сифтей Цадик» приводит слова своего деда, ребе из Гур, автора «Хидушей а-Рим», что Тора учит нас здесь: если человек видит, что беды окружают его, не дай Б-г, пусть не ищет, как сбежать от них, а «сядет среди них». То есть, поймет, что они посланы ему Свыше, найдет причину, почему они посланы, проведет самоанализ и улучшит свои пути, и примет страдания со смирением и любовью.

Ведь уже писал автор «Толдот Яаков Йосеф» от имени святого Бааль Шем Това, что тот, кто предпринимает все усилия избавиться от страданий, не понимая, что они посланы ему Свыше, подобен женщине, у которой начались родовые схватки, а она решила: «Ведь сказано: тот, кто меняет место, меняет свою судьбу. Перейду-ка я в другую комнату, может, боль пройдет…»

В книге «Шиурей Даат» (ч. 3, статья «Поколение Вавилонской башни») приводится пример о птице, от которой дурно пахло, и она все время старалась улететь в другое место, чтобы очистить воздух. В итоге она все время проводила в перелетах с места на место – конечно же, совершенно бесполезно. Автор утверждает там, что тот, кто пытается изменить свою жизнь к лучшему любой ценой – просто пытается оторваться от Высшего Провидения.

Конечно же, всегда есть место приложить усилия что-то изменить, и в трактате Бава Меция (75б) прямо сказано, что человеку, которому плохо в этом месте, следует уйти в другое место, а если он этого не делает – наносит себе вред. А в трактате Бава Кама (60б) сказано: «Голод в городе – уноси ноги». И в Суккот, когда мы произносим «Пожалуйста, Всевышний, спаси нас», мы трясем лулав во все стороны… Это намекает, что, когда мы находимся в беде, нужно искать спасение со всех сторон.

Нет здесь четких определений, в каждом случае следует советоваться с мудрецами Торы, и «тот, кто просит совета у мудреца – не ошибется».

Стайплер однажды сказал мне: «Рав Яаков, человек не может убежать от самого себя». И рассказал, что к нему пришел человек, который жаловался на злого, плохого соседа. Просил благословения Стайплера не переезд. Тот же посоветовал тому человеку молиться. Тем не менее, он в итоге не выдержал и поменял квартиру. А потом пришел к Стайплеру просить прощения: в новом доме соседи в сто раз хуже, и он еще больше страдает от них. Наверняка это из-за того, что не послушался указания рава не переезжать. Стайплер ответил ему: «Это не было указанием, и я вовсе не сердился на тебя. Это было простым пониманием: беды не приходят сами по себе, они приходят Свыше, и чтобы избавиться от них, нужно обратиться к Тому, Кто их послал. А если пытаются обойти Его и справиться самостоятельно – ну, ты видишь, каковы результаты…»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=78049